КЕЛДЫШ Георгий (Юрий) Всеволодович

КЕЛДЫШ Георгий (Юрий) Всеволодович (1907–1995 гг.) – русский музыковед, педагог. Родился в православной семье. Детство Г.В. Келдыша прошло в Риге, Москве (с 1915 г.), Иваново-Вознесенске (с 1918 г.), где его отец, генерал-майор инженерно-технической службы профессор В.М. Келдыш, преподавал в политехнических институтах. В 1923 г. семья Г.В. Келдыша окончательно поселилась в Москве. В детские и ранние юношеские годы Г.В. Келдыш отличался религиозностью. После окончания в 1927 г. Музыкального техникума имени Александра Николаевича Скрябина в Москве Г.В. Келдыш поступил на Музыкальное научно-исследовательское отделение Московской консерватории. Увлёкшись идеей «пролетарского искусства», в 1929 г. вступил в Российскую ассоциацию пролетарских музыкантов, был членом Совета этой организации. Работал редактором в Государственном музыкальном издательстве (Музгиз), Большой советской энциклопедии (с 1948 г. – член главной редакции) и других изданиях, написал ряд статей общественно-политической направленности, а также статьи о творчестве Модеста Петровича Мусоргского (эта тема стала для Г.В. Келдыша основной на протяжении многих лет). После окончания в 1930 г. Московской консерватории преподавал там же, в 1933 г. был избран доцентом, в 1948 г. – профессором, в 1946–1949 гг. был заведующим кафедрой истории русской музыки. В 1946–1950 гг. – старший научный сотрудник Института истории искусств Академии Наук СССР. В 1940 г. Г.В. Келдыш защитил кандидатскую диссертацию «Очерки по истории русской музыки середины XIX века», в 1946 г. – докторскую диссертацию «Художественное мировоззрение В.В. Стасова». В Музгизе вышли три части написанной Г.В. Келдышем «Истории русской музыки» (1947 г., часть 2: Вторая половина XIX в.; 1948 г., часть 1: От древнейших истоков до середины XIX в.; 1954 г., часть 3: 1880 и 1890 гг. – начало XX в.). В 1950–1957 гг. Г.В. Келдыш жил в Ленинграде; до 1955 г. – профессор кафедры истории музыки Ленинградской консерватории и заместитель директора по научной работе Государственного научно-исследовательского института театра и музыки, в 1955–1957 гг. – директор этого института. В ленинградский период обратился к изучению истории русской музыки XVIII – начала XIX вв. В 1957 г. Г.В. Келдыш был вновь переведён в Москву; до 1960 г. был главным редактором журнала «Советская музыка» и профессором Московской консерватории, в 1957–1959 гг. заведовал кафедрой истории русской музыки.

 



 
PR-CY.ru