КВИРИН

КВИРИН (II в.?) – мученик (память в Западной церкви 30 марта), пострадал в Риме. Сведения о Квирине содержатся в Мученичестве святых Александра, Евентия и Феодула. Согласно Мученичеству, Римский епископ Александр обратил в христианство многих сенаторов и Гермета (Ермета), префекта Рима. Когда об этом узнал император Траян (по другой версии, Адриан), который находился в городе Селевкия Исаврийская, он послал в Рим комита обоих войск (comes utriusque militiae) Аврелиана. Комит велел бросить Александра в темницу, а трибуну Квирину поручил охранять Гермета. В Мученичестве приведён диалог Гермета и Квирина: трибун уговаривал префекта одуматься и вернуться к исполнению своих обязанностей, утверждая, что Александр – безумец и обманщик. Квирин велел наложить на Александра дополнительные оковы и утроил стражу, однако ночью ангел вывел святого из темницы и доставил в дом трибуна, где содержался Гермет. Увидев вошедшего в запертое помещение Александра, Квирин был поражён и решил, что имеет дело с колдовством. Но Гермет рассказал, что Александр обратил его ко Христу, воскресив его умершего сына. Тогда Квирин обещал принять крещение, если Александр исцелит его дочь Бальбину, страдавшую от опухоли на шее. Повелев трибуну привести дочь, Александр чудесным образом вернулся в темницу. Когда Квирин с дочерью пришёл к святому, тот велел собрать всех заключённых преступников; среди них были и другие исповедники, пресвитеры Евентий (Эвенций) и Феодул (Теодул) и обратил их в христианство. На болящую была возложена шейная колодка Александра, но Бальбина исцелилась только после того, как дала обет оставаться девственницей. Затем Квирин с дочерью приняли крещение. Узнав об этом, комит Аврелиан разгневался и приказал утопить всех заключённых, которые стали христианами. Квирина пытали, отрезав ему язык, затем отрубили руки и ноги, а тело бросили псам. Христиане забрали останки Квирина и похоронили на кладбище Претекстата. Далее в Мученичестве повествуется о гибели епископа Александра и его сподвижников. О Бальбине, которая после казни отца стала девой Христовой, заботилась сестра Гермета, Феодора. Исследователи предполагают, что Мученичество Александра, Евентия и Феодула было составлено в Риме в VI или в начале VII в., по мнению некоторых исследователей, в первой половине V в. Изложенное в нём агиографическое предание возникло в результате смешения имён епископа (папы) Римского Александра I (108/109 – 116 или 119 гг.) и римского мученика Александра, могила которого находилась в катакомбах на седьмой миле Номентанской дороги. Датировка Мученичества основана на сделанном Луи Мари Оливье Дюшеном наблюдении, что в «Liber Pontificalis» представлена более ранняя версия легенды о Римском епископе Александре, чем та, которая получила отражение в Мученичестве. В Мартирологе Иеронима Стридонского под 30 апреля помещена память епископа Квирина, погребённого на кладбище Претекстата. По мнению Ипполита Делеэ, указание на епископский сан мученика является ошибкой, возникшей из-за смешения имён этого Квирина и Сисцийского епископа Квирина (память 4 июня), гробница которого находилась недалеко от катакомб Претекстата, в базилике Апостолов (ныне Сан-Себастьяно) на Аппиевой дороге.

 



 
PR-CY.ru