КАССИАН, Безобразов Сергей Сергеевич - Страница 10

В 1957 г. в Оксфорде участвовал в конгрессе «The Four Gospels», посвящённом Четвероевангелию. Состоял членом Международной организации исследователей Нового Завета (Studiorum Novi Testamenti Societas), дважды выступал на собраниях общества. В июле 1957 г. на пятом литургическом съезде Свято-Сергиевского института делал доклад «Смерть и жизнь в новозаветном понимании крещения». В 1959 г. получил степень доктора honoris causa церковных наук богословского факультета Фессалоникийского унисерситета. Кассиан был приглашён наблюдателем на второй Ватиканский собор и в конце 1963 г. присутствовал на его заседаниях как гость секретариата по делам единства церквей. После возвращении из Рима, уже будучи тяжелобольным, в начале 1964/1965 учебного года читал лекции в течение двух недель студентам Богословского института. Скончался 4 февраля 1965 г. в парижской клинике. Похоронен в крипте кладбищенской церкви Успения Пресвятой Богородицы в Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем. Становление Кассиана как исследователя Нового Завета пришлось на переломное время в истории как российской, так и западноевропейской библейской науки. Специфика этого периода определялась несколькими факторами. Во-первых, после Октябрьской революции в России обрываются традиции научного исследования Священного Писания. Во-вторых, происходит очевидная смена парадигм в западноевропейской библейской науке. К началу XX в. становится явным кризис радикально-либерального направления в протестантской библеистике с его отдельными, не имеющими оснований в библейском тексте, произвольными построениями как историко-филологического, так и богословско-философского характера (наиболее ярко представлено новотюбингенской историко-критической школой). На первый план выдвигаются новые методы исследования новозаветных писаний, основанные на более внимательном прочтении библейского текста (прежде всего, метод анализа форм – Formgeschichte, впоследствии метод анализа редакций – Redaktionsgeschichte и школа истории религий; см. также в статьях Библеистика, Исагогика). Всё большее распространение в науке получает убеждённость в непреходящей и самодовлеющей ценности богословского содержания новозаветных книг. Третьим фактором, характеризующим эпоху становления Кассиана как исследователя Нового Завета, является постепенная потеря немецкой наукой прежнего доминирующего положения в библеистике. В первой половине XX в. стремительными темпами развивались французская и английская библейские школы, в значительной степени независимые от немецкого влияния и в целом более консервативные. Таким образом, Кассиан, который не принадлежал по своему образованию к духовно-академической школе, большую часть жизни провёл в эмиграции и соприкоснулся с западной библейской наукой на принципиально новом этапе её развития, оказался в ином положении по сравнению с дореволюционными русскими исследователями Священного Писания. Реализацию православных подходов в исследовании Нового Завета Кассиан осуществлял, находясь внутри единого европейского научного пространства, в тесном контакте с западноевропейскими учёными самых разных направлений.

 



 
PR-CY.ru