КАССИАН

КАССИАН (ум. около 1534 г.?) – преподобный (память 16 мая, 21 мая – в Соборе Карельских святых, в третью Неделю по Пятидесятнице – в Соборе Вологодских святых), игумен Корнилиева Комельского в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы мужского монастыря. Сведения о Кассиане сохранились в Житии Корнилия Комельского (ум. в 1538 г.) и в актах Корнилиева Комельского монастыря. Самое раннее упоминание Кассиана в источниках – купчая князя Нащоки Кемского 1525/1526 г. на земли монастыря, заверенная подписями преподобных Корнилия, Лаврентия, Кассиана и Дионисия. Запись Кассиана на этой грамоте – единственный известный исследователям его автограф: «По сеи купчеи грамоте меня, Касьяна, денги дошли, и руку приложил». Согласно Житию, Кассиан был игуменом Комельского монастыря во время ухода преподобного Корнилия в Сурскую пустынь, незадолго до поездки великого князя Василия III Ивановича в Кириллов Белозерский в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь (зима 1529 г.). Возвращение преподобного Корнилия в монастырь исследователи датируют временем не позднее 18 сентября 1531 г., когда великий князь дал ему жалованную грамоту на деревни и починки в Вологодском уезде (Российская национальная библиотека). Согласно Житию, уходя, преподобный Корнилий передал управление монастырём 12 старцам, Кассиан стал игуменом позднее по настоянию братии. После возвращения Корнилия в обитель Кассиан «устыдеся отца и остави игуменство». Когда незадолго до преставления Корнилий вновь ушёл в пустынь, условием своего возвращения в монастырь он поставил избрание игуменом Лаврентия. Исходя из этого, исследователи считают возможным говорить о существовании партий в Комельском монастыре, во главе одной из них, оппозиционной Корнилию, мог стоять Кассиан. В разъезжей грамоте, датированной сентябрём 1532 г. – августом 1533 (7041) г., среди представителей Корнилиева монастыря первыми названы «Касьян, бывшеи игумен, да Лаврентие уставшик». В другой грамоте, составленной в период с декабря 1533 г. по август 1534 г., фигурирует только «корнильев чернец Лаврентеи», Кассиан уже не упоминается. То, что в первой грамоте Кассиан является главным представителем Корнилиева монастыря, свидетельствует о его высоком авторитете в обители, несмотря на оставление им игуменства.

 



 
PR-CY.ru