КАЦАРЕТИ

КАЦАРЕТИ (Хашми, Хашмис Самеба) – мужской монастырь с кафоликоном во имя Святой Троицы (Самеба) Ниноцминдско-Сагареджойской епархии Грузинской православной церкви (ГПЦ), кафедра древней Кацаретской епархии ГПЦ. Расположен в 8–10 км от села Хашми Сагареджойского муниципалитета (Кахети), на юго-западном склоне Гомборского хребта, на левом берегу реки Иори. Впервые место Кацарети упоминается в грузинской летописи «Мокцеваи Картлисай» («Обращение Картли»): здесь просветительница Грузии св. Нина после Крещения центральной части царства Картли «крестила кхоетских и соджских князей с их народом; крестила здесь кхоелов и суджов». Фёдор Давидович Жордания считал, что «старая церковь Кацарети была построена на месте, где святая Нино воздвигла святой крест». Согласно преданию, св. царь Вахтанг Горгасали (V в.) перед одной из битв с горцами остановился на этом месте и поклялся, что возведёт храм, если Бог дарует ему победу. После победоносного похода здесь был воздвигнут собор во имя Святой Троицы. Архитектурный анализ подтверждает, что церковь была возведена на рубеже V и VI вв., при св. Вахтанге или его сыне и преемнике царе Дачи. Кацарети стал кафедральным центром образованной приблизительно в это же время Кацаретской епархии. Здесь был устроен монастырь. Находившийся под попечительством кахетинских князей и царей Грузии собор не раз восстанавливали. В начале XVI в. царь Кахети Александр I (1476–1511 гг.) и его мать царица Нестан-Дареджан обновили и украсили многие церкви, в том числе и Кацарети. В 1518 г. стены и своды главного нефа были оштукатурены и украшены фресками. В росписи храма также принимали участие русские мастера, которые приезжали в Кахети по приглашению грузинских царей. В делах московского посольства в Кахети в 1589 г. описаны кафоликон Кацарети и его святыни: «Храмъ Святыя Живоначальныя Троицы, каменъ, зделанъ о камени синего тесана, из нутри подписано золотомъ. Образъ в нем месной Живоначальныя Троицы, обложенъ золотомъ съ камениемъ съ дорогимъ и иные образы многие обложены серебромъ позолочены». В XVI–XVIII вв. близ церкви были выстроены архиерейский дом, жилая башня, колокольня; комплекс был обнесён оградой. Самебские епископы – особенно Николай (Чолокашвили; конец 1680 гг. – 1695 г.), Николай (Мдивнишвили; 1695–1710 гг.; с 1701 г. – архиепископ), Иосиф (Квабулидзе (Кобулашвили; около 1711г.  – конец 1720 гг.; с 1723 г. – архиепископ), Иоанн (1730–1760 гг.) – заботились об обеспечении монастыря и улучшении его материального положения. Епископ Николай (Мдивнишвили) восстановил церковь, архиерейский дом и ограду, определил состав клира, возобновил совершение богослужений, украсил храм многими иконами, обновил книгохранилище. При епископе Иосифе Кацарети стал крупным центром просвещения и культуры, была открыта школа для крестьянских детей. Иммунитетной грамотой 1651 г. царь Картли-Кахети Ростом (1648–1656 гг.) освободил крестьян Кацарети от всех государственных повинностей, кроме участия в ополчении. Цари Кахети Теймураз I (1606–1616, 1634–1648 гг.; царь Картли и Кахети в 1623–1632 гг.), Арчил II (1664–1675 гг.), Давид II (Имамкули-хан; 1703–1722 гг.) и кахетинские князья щедро жертвовали монастырю крестьян и имения (подробнее см. в ст. Кацаретская епархия). В начале XVIII в. лезгины опустошили Кацарети, спаслись лишь епископ Николай и несколько семей кацаретских крестьян, которые переселились в Земо-Хашми, оттуда – в Хашми. К середине XVIII в. село окончательно обезлюдело.

 



 
PR-CY.ru