КАНТАРСКИЕ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКИ

КАНТАРСКИЕ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКИ (ум. в 1231 г.; память в Кипрской церкви 19 мая). Главным источником сведений о мученичестве Кантарских преподобномучениках является «Сказание» анонимного автора. Оно состоит из двух частей, повествующих об образовании монашеской общины и о мученичестве кантарских монахов. Точное время создания «Сказания» исследователям неизвестно. По мнению Ф. Пападопуллоса, оно было составлено в конце XIII – начале XIV вв., после смерти кипрского короля Генриха I Лузиньяна (1253 г.), упоминаемого как «тогда господствующий», и раньше XIV в., которым датируется парижская рукопись, содержащая текст этого произведения. Другая версия «Сказания» – «Заметка» о мученичестве кантарских монахов (XVI в.), изданная Львом Алляцием, современна их кончине. В рукописи XIII–XIV вв., приводятся краткие сведения о мученичестве Кантарских преподобномучеников и фрагмент их речи перед архиепископом. Упоминание об этом событии с указанием точных дат также содержится в рукописи XIV в. Кроме того, в письме папы Римского Григория IX Евсторгию, латинскому архиепископу Кипрскому, упоминается о Кантарских преподобномучениках и об осуждении ими употребления опресноков. Образование кантарской монашеской общины началось в Махерасском монастыре, когда туда пришли иноки Иоанн и Конон с Калон-Орос (т.е. Добрая или Прекрасная гора), под которой традиционно подразумевали Святую Гору Афон. Однако Дж. Меркати высказал предположение, поддержанное Ф. Пападопуллосом, что речь идёт о малоазийском порте Аланья (одно из средневековых названий которого было Канделор). В Махерасском монастыре к Иоанну и Конону присоединились монах Матфей и мирянин Феодор. Подвижники решили поселиться в более уединённом месте. Ненадолго они остановились в монастыре Иоанна Златоуста близ Куцовендиса, а затем отправились в Кантарский монастырь, посвящённый Пресвятой Богородице, который находился недалеко от замка Кантара. Сразу после того, как они поселились в Кантарском монастыре, иноческий постриг с именем Варнава принял брат Феодора Василий, а через некоторое время и Феодор – с именем Фома. Вскоре к общине присоединился иеромонах Климент из неназванного кипрского монастыря, позднее – монах Иеремия с Калон-Орос, а затем – миряне с Калон-Орос братья Михаил и Феодор (впоследствии в монашестве Макарий и Феодорит) с пресвитером и просмонарием никосийского монастыря Пресвятой Богородицы Паллуриотиссы Иоанном (впоследствии монах Иларион). После них в монастырь был принят монах Геронтий. Слава об их аскетической жизни вскоре распространилась среди местного населения. Когда о монашеской общине стало известно латинским властям, в Кантарский монастырь прибыли доминиканцы: протопресвитер Андрей, ответственный за собор в Никосии в случае отсутствия латинского архиепископа, и монах Гильерм.

 



 
PR-CY.ru