КАПТЕРЕВ Николай Фёдорович - Страница 4

В 1909 и 1912 гг. увидели свет два тома фундаментального труда «Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович», посвящённого богослужебной реформе середины XVII в. и началу раскола Русской церкви. К реформам патриарха Никона Н.Ф. Каптерев относился критически, в чём расходился с современной ему официальной историографией. В первом томе исследования описаны становление «церковно-реформистского движения» при патриархе Иосифе, борьба кружка ревнителей благочестия за «единогласие», начало богослужебной реформы, уход Никона с патриаршей кафедры, а также рассмотрена критика реформ Никона его первыми оппонентами. Во втором томе проанализированы отношения между государственной и церковной властью на Руси до патриаршества Никона, взаимоотношения Никона с царём Алексеем Михайловичем, принятие Никоном титула «великий государь», концепция «священство выше царства». Н.Ф. Каптерев на основе многих источников подробно изложил ход Собора 1660 г., описал участие греков в «деле патриарха Никона», приезд в Москву двух восточных патриархов и соборное осуждение Никона в декабре 1666 г., прения в 1667 г. между русскими и греческими иерархами о власти царской и патриаршей, осуждение старообрядцев, соборные постановления об исправлении русской церковной жизни, мероприятия московского правительства по восстановлению на своих кафедрах Александрийского патриарха Паисия и Антиохийского патриарха Макария III и проч. Как и в более ранних работах, исследователь в данной книге негативно оценивал роль греков в событиях 1660 гг., полагая, что ответственность за разрыв между церковью и старообрядцами лежит исключительно на двух греческих патриархах и других греческих духовных лицах. Материалы соборных заседаний свидетельствуют, что жёсткое, составленное на основе антистарообрядческих сочинений Дионисия Грека постановление о старообрядцах 1667 г., по своей сути, явилось продолжением деяний первого («русского») этапа Собора. «Наставление духовное», принятое в 1666 г. русскими иерархами в отсутствие восточных клириков, предусматривало суровые «казни» противников реформ; для исследователей это неудивительно, поскольку на всех этапах работы Собор видел одну из своих важнейших задач в борьбе с расколом. 17 ноября 1910 г. Н.Ф. Каптерев был избран членом-корреспондентом императорской Академии Наук по разряду историко-политических наук Историко-филологического отделения, в 1912 г. был удостоен большой Уваровской премии. В 1910 г. Н.Ф. Каптерев вновь был избран сергиевопосадским городским старостой, оставил эту должность после избрания в октябре 1912 г. в члены четвёртой Государственной думы от Прогрессивной партии. С августа 1915 г. Н.Ф. Каптерев состоял председателем сергиевопосадского комитета оказания помощи беженцам. Был членом поместного Собора Православной Российской церкви 1917–1918 гг., избранным от Государственной думы (1917 г.). Похоронен на Вознесенском кладбище Сергиевского посада. 10 апрля 1918 г. память историка почтили на заседании Академии Наук. С 2003 г. Центр истории Византии и восточно-христианской культуры Института всеобщей истории Российской Академии Наук проводит ежегодные конференции-семинары памяти Н.Ф. Каптерева – Каптеревские чтения, посвящённые различным аспектам взаимоотношений России и православного Востока (состоялось девять конференций).



 
PR-CY.ru