КАНДИЯ, кандея

КАНДИЯ, кандея – церковная утварь в форме чаши или глубокого блюда, используемая в качестве трапезных чаш, колокольчиков или чаш для водоосвящения. Название, по мнению исследователей, происходит от греч. – «колокольчик», «чаша» или лат. «candes» – «глиняная ваза». В русских словарях встречаются различные написания и определения этого слова. Владимир Иванович Даль даёт два написания и два значения: «кандея» – светский сосуд (ендова, жбан, деревянная чашка, чашечка) и «кандiя» – церковный колокольчик, ендова. Протоиерей Григорий Дьяченко приводит только написание «кандiя» и определяет её как металлический сосуд, используемый в храмах для малого освящения воды, упоминая и обычай ударения в кандию за богослужением. Согласно русским письменным источникам и надписям на предметах, кандии могли называться: «кандея», «кондея», «кандия», «кандейка», «кандийка», «ясак», «звонок», «звонка». Кандия как церковный колокольчик описывается как чаша на ножке с поддоном, по которой ударяют металлическим ударником-молоточком, или как алтарный колокольчик (кодон) в виде опрокинутой чаши с молоточком сверху. Согласно описанию Петра Симоновича Казанского, на Афоне удар в такой колокольчик служил сигналом для начала поминовения монахами своих близких на проскомидии и для совершения поклона во время перенесения Святых Даров на Преждеосвящённой литургии. Ещё в XIX в. в ризнице Соловецкого монастыря сохранялась бронзовая кандия 1483 г. Во вкладной надписи, гравированной по её венцу крупной вязью, она названа «звонок игумена Исаии». Ниже надписи на чаше гравированные изображения стилизованных животных в кругах, образованных вьющимся стеблем с листьями в виде головок птиц. Эта ныне утраченная бронзовая кандия, по мнению исследователей, была изготовлена новгородским мастером, поскольку её форма, напоминающая песочные часы, аналогична новгородским серебряным потирам и кандии XIV–XVI вв. В церковных описях XVI–XVII вв. нередко упомянуты медные чаши, которые также именуются «звонки». Так, в Описи 1514 г. Соловецкого монастыря отмечены две медные кандии: «Да в киларъской два звонки медь запрудная». В греческих и древнерусских монастырях металлическая кандия использовалась как трапезная чаша, при этом она часто выполняла функции небольшого колокола. Согласно древним Уставам, в греческих и русских монастырях во время трапезы игумен ударом лжицы о край металлической кандии извещал о начале и об окончании трапезы, смене блюд, разрешении пить вино. Подобные указания об использовании кандии содержатся в Типиконе, принятом в настоящее время в РПЦ: на дневной и на вечерней трапезе. Традиция ударять в чашу или блюдо или звонить в колокольчик во время монашеской трапезы, чтобы не нарушать безмолвия в обители, известна исследователям с древнейших времён. Этот обычай сохраняется до настоящего времени в древних греческих монастырях, например, в монастыре великомученицы Екатерины на Синае. За богослужением удары по краю кандии служили сигналом звонарю о том, что пора звонить на колокольне.

 



 
PR-CY.ru