КАППАДОКИЙСКАЯ ШКОЛА

КАППАДОКИЙСКАЯ ШКОЛА – богословское направление второй половины IV в., представленное Василием Великим, Григорием Нисским и Григорием Богословом (так называемыми великими каппадокийцами) – отцами церкви, осуществившими философско-богословское обоснование догмата о Святой Троице. Наименование дано по месту их служения в малоазийской провинции Каппадокия. Иногда к представителям Каппадокийской школы причисляют Амфилохия Иконийского («четвёртого каппадокийца»). Время жизни и деятельности отцов-каппадокийцев характеризуется значительным подъёмом в греческом богословии, связанным, прежде всего, с победой христианства над язычеством и с активным изучением христианами классической античной литературы (отцы-каппадокийцы в своих творениях широко и творчески использовали достижения античной философии и науки). Другая особенность этого времени, непосредственным образом сказавшаяся на развитии Каппадокийской школы, состояла в более полном освоении литературного наследия Оригена, влияние которого на каппадокийцев было обусловлено также живым преданием: через прямого ученика Оригена – Григори Чудотворца, епископа Неокесарийского, во второй половине III в. христианство широко распространилось в Понте (малоазийской области), откуда происходили предки Василия Великого и его брата Григория Нисского (Григорий Чудотворец был духовным наставником их бабки по линии отца – Макрины Старшей). В сочинениях каппадокийцев есть свидетельства о том, какое влияние на их религиозное образование имел Символ веры Григория Чудотворца. Исследователи полагают, что Григорий Чудотворец пробудил у каппадокийцев интерес и к самому Оригену. По свидетельству древних историков, Василий Великий и Григорий Богослов составили выборку из творений Оригена – «Филокалию». Вместе с тем Ориген по-разному влиял на представителей Каппадокийской школы: Василий Великий, наиболее критичный, менее подвергся этому влиянию; значительно больше оно отразилось на Григории Богослове и особенно на Григории Нисском. В то время как влияние Оригена определило общий характер и дух богословия Каппадокийской школы, а также сообщило ему ряд понятий и терминов, содержание богословского учения Каппадокийской школы было основано на никейском вероопределении. Отсюда проистекала связь Каппадокийской школы с богословием Афанасия I Великого, главного защитника никейской веры в предшествующий период, а через него – с малоазийским богословием (преимущественно Иринея  Лионского). Влияние малоазийского богословия удерживало каппадокийцев от одностороннего увлечения метафизическими проблемами и побуждало проявлять внимание к религиозно-практическим вопросам (этому способствовало также церковное служение каппадокийцев).

 



 
PR-CY.ru