КАНТАТОРИЙ

КАНТАТОРИЙ (лат. Cantatorium) – в Средние века одна из литургических книг католической церкви, предназначавшаяся для певца-солиста и содержавшая исключительно сольный репертуар проприя мессы: стихи градуалов, тракты, аллилуарии (аллилуия со стихами), иногда также стихи офферториев и процессиональные антифоны. Кантаторий впервые упоминается в начале VIII в. Согласно Ordo Romanus I 57, его использовал кантор (солист) при пении респонсория (градуала). По словам Амалария Мецского (первая половины IX в.), сantatorium – римское название той книги, которая в Галлии была известна как Градуал (Gradale); Амаларий сообщал также, что он написал трактат о Кантатории – «De ordine cantatorii», однако он не сохранился. По мнению Мишеля Югло, Кантаторий являлся, скорее, символом служения кантора, чем практическим пособием для пения: певец поднимался на амвон и стоял там с Кантаторием в руках, в нужный момент пропевая соответствующие стихи по памяти. Исследователи полагают, что для демонстрации книги народу во время торжественных богослужений переплёт Кантатория богато украшался, в частности, пластинами из слоновой кости (некоторые рукописи сохранились вместе с этими украшениями, у других переплёт был заменён, но происхождение ряда пластин из слоновой кости, хранящихся в музеях, судя по их форме, по мнению исследователей, связано с Кантаторием). Поскольку Кантаторий выполнял церемониальную функцию, обычно его использовали только в крупных кафедральных храмах и императорских капеллах, в приходских же и монастырских церквах для совершения богослужения певцам было достаточно Градуала и Антифонария. По этой причине рукописей Кантатория сохранилось крайне мало (по сравнению с другими певческими книгами). В настоящее время исследователям известно 12 рукописей Кантатория старше XII в. (самые древние из них не имеют нотации). В других рукописях полностью нотированы лишь отдельные песнопения – градуал, аллилуия и тракт, для остальных же указаны только инципиты. После XI в. Кантаторий постепенно вышел из употребления и соединился с Тропарием-Прозарием (собранием музыкальных и текстовых тропов ординария и проприя мессы, в том числе секвенций); в таких сборниках материал трёх книг располагался последовательно или смешанно, в порядке его использования на мессе. У доминиканцев в XIII–XIV вв. аналогичные с Кантаторием функции исполнял Пульпитарий (но поскольку он фактически дублировал репертуар Антифонария и Градуала, то очень быстро вышел из употребления). С XIV в. название «Кантаторий» закрепилось за полифоническими Градуалами (сборниками мотетов и других жанров полифонической музыки).

 
PR-CY.ru