КАНОН

КАНОН (греч. – мера, правило) – многострофное церковное песнопение определённой структуры, один из ключевых жанров византийской (и наследующей ей общеправославной) гимнографии. В языке палестинского монашества V–VII вв. термином «канон» обозначались также правила совершения монахами ежедневных молитвословий: в Житии Саввы Освященного, написанном Кириллом Скифопольским важном памятнике христианской литературы VI в., упоминается «правило псалмопения», хорошее знание которого было обязательным для монахов и которое фактически представляло собой прототип книги, известной в настоящее время как «Часослов». В некоторых ранних византийских и славянских рукописях термин «канон» может использоваться в близком значении – «цикл служб определённого дня». В более узком смысле словом «канон» обозначали не весь круг ежедневных служб Часослова, а главную из них – утреню: в Житии Саввы Освященного она называется «ночным каноном»; в пятом из «Чудес Пресвятой Богородицы Марии в Хозиве» (620–630 гг.) описывается, как старец Иоанн, прежде чем перейти к совершению Божественной литургии, отдыхал «после утрени»; в чине всенощного бдения, совершенного аввой Нилом и описанного Иоанном и Софронием (VII в.; аргументы в пользу более поздней датировки исследователи считают неубедительными), после вечерни и трапезы последовали шестопсалмие и остальные тексты утрени («и после того как повечеряли, начали (относящееся) к утрене...»); и т.д. Важным элементом палестинской утрени было наличие в её составе нескольких библейских песней, которые могли сопровождаться циклами монострофов – тропарей. Эти тропари упоминаются в чине всенощного бдения аввы Нила (который сам не использовал их), а также в ряде других палестинских литургических источников, как кафедральных, так и монашеских. Именно из этих циклов тропарей и возник канон, который с VIII в. фактически присвоил себе старое название утрени, а та постепенно перестала называться «каноном»; один из позднейших примеров использования слова «канон» для обозначения утрени содержится в Житии Афанасия Афонского. Канон – сложный многострофный гимн, состоящий из нескольких циклов, которые представляют собой серии монострофов. Каждый отдельный цикл называется «песнью» канона и состоит из ирмоса (начального монострофа) и тропарей, повторяющих метрическую структуру ирмоса. Число песней в каноне примерно соответствует числу библейских песней чина утрени. Большинство существующих канонов состоит из восьми песней (первой и с третьей по девятую; вторая песнь обычно пропускается). Меньшее число канонов содержит все девять песней, включая вторую. Кроме полных канонов (таковыми считаются и восьми- и девятипесненные композиции) известно достаточно много неполных: трипеснцев, четверопеснцев, реже двупеснцев и однопеснцев, состоящих из трёх, четырёх, двух и одной песни соответственно. Основным признаком формы канона является тематическая привязка каждой его песни к соответствующей библейской песни утрени. В большинстве случаев это осуществляется с помощью ирмоса, который или кратко пересказывает содержание библейской песни, или содержит прямую цитату из неё, или предлагает её аллегорическое толкование и т.д.

 



 
PR-CY.ru