КАНОН БИБЛЕЙСКИЙ

КАНОН БИБЛЕЙСКИЙ – корпус книг Библии, которые церковь признаёт богодухновенными и обладающими высшим вероучительным авторитетом (см. Богодухновенность). Представление о каноне Священного Писания опирается на богословские предпосылки. Оно предполагает, что Слово Божье может быть запечатлено в письменном тексте, который тем самым имеет статус Божественного Откровения и обладает уникальным Божественным авторитетом. Противопоставление Священного Писания (Слова Божия) всем прочим религиозным текстам (как слову человеческому) особенно резко выражено в протестантских церквах, следующих принципу «sola Scriptura» (лат. только Писанием). В православном понимании это противопоставление носит иной характер, поскольку Священное Писание понимается как главная и неотъемлемая часть Священного Предания (см. Герменевтика). Канон как фиксированный свод богодухновенных книг является фундаментом вероучения иудаизма и христианства. Схожее положение вещей можно видеть и в других религиозных традициях, где центральное место занимают письменные тексты, понимаемые как богодухновенные, например, в исламе (Коран) или в индуизме (Веды и другие священные книги индуизма). Но далеко не в любой религии письменные тексты играют такую роль. Например, религии Древней Греции и Рима не знали ничего похожего на канонические собрания иудаизма или христианства: они основывались, прежде всего, не на письменных текстах, а на устной традиции (часто эзотерической и в силу этого принципиально бесписьменной). Не во всех религиях признаётся, что Слово Божье может быть адекватно запечатлено в письменном тексте. Фактически среди религий Средиземноморья и Ближнего Востока именно древнееврейская религия была первой, в которой сформировалось представление о каноне богодухновенных книг. Историки канона различают «открытый» канон (именно такими были каноны иудаизма и христианства в ту пору, когда к ним могли ещё добавляться новые книги) и «закрытый», т.е. окончательно фиксированный, канон. Важной чертой традиционного представления о каноне Писания в средневековом и современном иудаизме и христианстве является «закрытый» характер канона: Откровение полностью состоялось, завершилось в прошлом и более не повторится; поэтому ни в настоящем, ни в будущем к канону уже не могут быть добавлены новые книги. Иудейский канон становится «закрытым» ко II в. н.э., христианский канон Нового Завета – к V в. н. В качестве промежуточного этапа на пути от «открытого» к «закрытому» канону исследователи выделяют этап, на котором «ядро» канона, обладающее наибольшим авторитетом (например, Пятикнижие и древние пророческие книги в Ветхом Завете), уже фиксировано, в то время как список книг, обладающих меньшим авторитетом, всё ещё остаётся открытым, с нечёткими границами. Некоторые исследователи настаивают на том, что термин «канон» должен использоваться исключительно в смысле «закрытого» канона, предлагая для «открытого» канона другие термины. Так, А. Сандберг различает понятия «Писание» («Scripture») и «канон» («Canon»). Писание, по А. Сандбергу, собрание текстов, обладающих религиозным авторитетом. Но это собрание может быть как «открытым», так и «закрытым». Канон – это «закрытый» корпус книг Писания, к которому ничего уже не может быть добавлено и из которого ничего не может быть изъято.

 



 
PR-CY.ru