КАНОНИКА

КАНОНИКА, Канонике (VI в.) – дева, дочь константинопольского вельможи, подвизалась отшельницей в Иорданской пустыне, преподобная (память в Грузинской церкви 5 ноября). Грузинская версия кименного Жития Каноники содержится в рукописях Института рукописей имени Корнелия Кекелидзе (Х–XI, XI и XV вв.); также сохранились четыре списка XVIII в. и десять списков XIX в. В основу грузинского Жития Каноники лёг греческий текст из апофтегматических сборников о безымянной дочери синклитика (члена императорского совета), подвизавшейся в Иорданской пустыне. По мнению Н. Мирашвили, опубликовавшей в 2007 г. грузинскую версию Жития и выявившей греческий оригинал, грузинский перевод был выполнен не с греческого текста, а с его арабского перевода (текст арабской версии пока не обнаружен). В тексте Жития имя Каноники не названо ни разу. В греческой и древнейших грузинской версиях Жития имя святой не было указано и в заглавии. В одной рукописи Института рукописей имени Корнелия Кекелидзе оно было приписано в заглавии другим почерком, который принадлежит писцу более позднего времени. По мнению исследователей, за имя собственное было принято греческое слово «канонисса», взятое из заглавия близкой по сюжету истории о нагой канониссе. Эта история помещалась в сборниках после рассказа о дочери синклитика. Рассказ о Канонике ведётся от лица монаха Силована (Силуана), который жил неподалёку от Фаранской лавры (близ Иерусалима). В греческом тексте монах назван аввой Силой (Силуан, Сильван – латинизированная форма имени Сила). Однажды, идя по пустыне к своему наставнику, подвизавшемуся в окрестностях монастыря Каламон, Силован увидел следы, которые привели его в пещеру. Там авва обнаружил монаха, «на вид скопца или женщину». По просьбе монаха подвижница, взяв с него слово, что он не расскажет о ней никому, пока она жива, поведала свою историю. Когда Канонике исполнилось 18 лет, её отец, константинопольский вельможа, решил выдать её замуж. Однако девушка под предлогом того, что перед свадьбой ей необходимо совершить паломничество, отправилась в Иерусалим. Поклонившись святым местам, Каноника раздала пожертвования по монастырям и тайно от своей свиты удалилась в пустыню Капрата (в греческой версии Копрофа). Там она приняла монашеский постриг и, чтобы её не нашли, переоделась в мужское монашеское одеяние. Каноника поселилась в пещере и прожила отшельницей в пустыне 28 лет. Силован оказался первым, кто обнаружил её жилище. Он попросил у Каноники разрешения навещать её, но, когда пришёл на это место через несколько дней, не смог найти её пещеру, «будто бы Бог позаботился об этом». В календаре, который содержится в сборнике «Иадгари песнопений...» грузинского гимнографа Иоанна-Зосимы (X в.) указано, что день памяти святой был установлен 5 ноября. Несмотря на константинопольское происхождение Каноники, в константинопольском календаре, использованном Иоанном-Зосимом при составлении сборника в качестве одного из источников, её память отсутствует. Память Каноники внесена в современный «Новый Синаксарист Православной Церкви» иеромонаха Макария Симонопетрита.

 
PR-CY.ru