КАЛУЖСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ - Страница 7

Перед иконой в келье старца был отслужен молебен с акафистом и совершено келейное бдение, здоровье преподобного Амвросия не сразу, но улучшилось, а «среди оптинского братства оживилась надежда на милость и помощь Матери Божией». 17 августа 1871 г. для облегчения страданий Амвросию в келью приносили уже список Калужской иконы – «из своего монастыря, здешняя Калуженская икона». Исследователям известно, что Калужскую икону встречали в Калуге и в дни больших церковных праздников, например, в 1876 г., на праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Широкое почитание Калужской иконы нетрадиционного для старообрядцев письма имело ту особенность, что проявлялось оно в Калужском крае с крепкими старообрядческими устоями. В 1899 г. было засвидетельствовано чудо исцеления жены коллежского асессора З.А. Чуфаровской. Семья исцелённой в благодарность ходатайствовала о принесении иконы в их дом в Боровске, около половины населения которого составляли старообрядцы. При встрече Калужской иконы к крестному ходу примкнули старообрядцы, «которые за всё время трёхдневного пребывания св. иконы в городе присутствовали за богослужениями в соборном храме». Признание и почитание Калужской иконы старообрядцами подтверждает существование списков иконы, выполненных в старообрядческой стилистике, а также включение её в состав клейм икон праздников и избранных святых (например, клеймо Калужской иконы на иконе «Воскресение Христово, с клеймами праздников и избранными святыми», конец XVIII в., церковь великомученика Георгия «за верхом» в Калуге, написанной калужским мастером в манере, близкой к манере ветковских мастеров. Об исключительном значении Калужской иконы для жизни Калужского края свидетельствуют изображения иконы вместе с Калужскими чудотворцами. Так, на иконе второй половины XIX в. (Калужский областной художественный музей), представленную на золотом фоне в среднике Калужской иконы, придерживают по сторонам святые Лаврентий и Тихон Калужские. Почитание иконы выражалось и в стихотворной форме, причём из стихотворения, принадлежащего епископу Макарию (Троицкому), исследователи узнают не только о количестве дней празднования Калужской иконе в конце XIX в. («Троекратно в год приходит Матерь Божия в наш град»), но и о некоторых особенностях крестного хода. 3 февраля 1918 г. состоялся последний крестный ход с чудотворной Калужской иконой – ради предотвращения надвигавшихся на церковь бед (в январе 1918 г. такие крестные ходы состоялись в Москве и Петрограде).

 



 
PR-CY.ru