КАЛЛИСТА, ЕВОД и ЕРМОГЕН

КАЛЛИСТА, ЕВОД и ЕРМОГЕН (ум. в начале IV в.) – мученики (память 1 сентября). Краткие сведения об этих святых сохранились в греческих Cинаксарях, где указано, что это родные сестра и братья, уверовавшие во Христа во время апостольской проповеди, принявшие св. крещение и казнённые по приказу местного правителя (усечены мечом). Во многих рукописях к их именам прибавлено имя мученицы Агафоклии, в некоторых списках память мучеников помещена под 2 или 11 сентября. В «Синаксаристе» Никодима Святогорца местом их кончины названа Никомидия. В латинских Мартирологах под 25 апреля указывается память братьев Евода, Ермогена и Каллиста (вместо Каллисты), пострадавших в Сиракузах (в некоторых списках – в Кесарии). В составленном в 1580 гг. кардиналом Цезарем Баронием Римском Мартирологе память Каллисты, Евода и Ермогена под влиянием греческих календарей отмечена под 2 сентября и сопровождается пояснением, что они были германцами. Высказывалось предположение о тождестве этих мучеников с тремя сыновьями мученицы Феодотии (память 22 декабря), пострадавшими вместе с матерью в Никее, старшего из которых звали Евод (см. Феодотия, Евод и Евтихиан). Однако Феодотия и её сыновья были сожжены, а не обезглавлены; кроме того, явно ошибочное превращение женского имени Каллиста в мужское имя Каллист ставит под сомнение возможность для исследователей отождествления Каллисты, Евода и Ермогена с никейскими мучениками. Р. Пирри считал наиболее вероятным временем их мученического подвига 309 г., а Ф. Феррариус – период гонений императора Диоклетиана. В Типиконе Константинопольского патриарха Алексия Студита (Исторический музей, XII в.; Российская государственная библиотека, XII в.) говорится, что мощи этих святых хранились в Студийском монастыре. В современных богослужебных книгах служба Каллисте, Еводу и Ермогену отсутствует, однако в рукописях сохранились посвященные этим святым песнопения: общий канон Каллисте, Еводу и Ермогену и преподобному Симеону Столпнику, составленный Феофаном Начертанным, без акростиха плагального второго (т.е. шестого) гласа, ирмос (начало: «Яко времён Творец»); общий канон всем святым, чья память отмечается 1 сентября, спорного авторства (Германа или Андрея) без акростиха четвёртого гласа, ирмос (начало: «Владыка и Творец»).

 
PR-CY.ru