КАЛЛИСТ из ПРУСЫ

КАЛЛИСТ из ПРУСЫ (конец третьей четверти XVII в. – первая половина XVIII в.) – иеромонах, греческий мелург, кодикограф. Во многих рукописях его имя исследователи встречают с прозвищем, которое указывает на происхождение из города Прусы (тур. Бурса). По мнению исследователей, он работал в монастыре Ватопед: об этом свидетельствует надписание песнопения «Ангел вопияше» первого гласа в рукописи 1720–1740 гг., а также тот факт, что полный цикл его херувимских встречается в рукописи 1771 г., происходящей из этого монастыря. В рукописи начала XVIII в. херувимская первого гласа, в других случаях атрибутируемая Каллисту, надписана как произведение «Каллиста, архимандрита Влахобогдана», т.е., как полагают исследователи, монастыря в городе Рэдэуци (современная Румыния); однако исследователи отмечают, что это указание не согласуется с другими источниками конца XVII – второй половины XVIII вв., в которых Каллист назван иеромонахом. Исследователям известны два автографа Каллисту: Анастасиматарий-Доксастарий 1694 г. и Стихирарь 1705 г. В ряде нотированных рукописей (например, начала XVIII в.) Каллист упоминается как дидаскал (учитель церковного пения). Его учениками названы иеродиакон Лаврентий и иеромонах Феофан. Первый считает Каллиста своим учителем и отмечает это в рукописи – автографе 1712 г. В рукописях монаха Феоклита есть указания, что Каллист был учителем его учителя. Таким же образом называет Каллиста в своей «Анфологии» ученик иеромонаха Лаврентия иеромонах Паисий. Иеромонах Феофан в «Анфологии», которую исследователи датируют 1730–1750 гг., надписал песнопения данного мелурга следующим образом: «Каллиста, иеромонаха и нашего учителя». Произведения, надписанные именем Каллиста, содержатся в певческих рукописях XVIII в. Исследователям известны «экзегезисы» наиболее распространённой в рукописях херувимской Каллиста первого гласа, выполненные монахом Феоклитом, монахом Феодулом, а также существует анонимная версия, названная «истолковательной, искусной, сложной». Поскольку в рукописях авторство песнопений часто обозначается только именем, исследователи не всегда могут различить песнопения этого Каллиста и «древнего» Каллиста, жившего не позднее эпохи Иоанна Кукузеля, который украсил матиму на память Феодора Стратилата (8 июня) «Божиих даров яко тезоименита» четвёртого плагального гласа.

 
PR-CY.ru