КАЛАМОН

КАЛАМОН – монастырь, находится в 6,5 км к юго-востоку от города Иерихона (Израиль). В византийский период располагался на берегу Иордана, в настоящее время – на расстоянии 3,5 км от русла реки. Каламон возник в третьей четверти V в., как и расположенный неподалёку монастырь Герасима Иорданского. Название связано с зарослями камышей по берегам Иордана («камыш, тростник»), а согласно благочестивой народной этимологии означает «добрая обитель» («хорошая, добрая» и «остановка, пребывание, покой, обитель») в память посещения этого места Святым Семейством. Монастырь был посвящён Пресвятой Богородице. В «Луге духовном» Иоанна Мосха неоднократно упоминаются лавра Каламона и жившие в ней аввы Кириак и Александр. По мнению Ицхара Хиршфельда, устройство лавры преподобного Герасима (киновии, окружённой келлиями отшельников) послужило образцом для Каламона и Хозивы. Число келлий достигало сорока, многие из них размещались в естественных пещерах, которыми изобиловал берег реки Иордан. В киновии действовала больница. Некоторое время в Каламоне подвизался преподобный Георгий Хозевит (ум. около 625 г.). Из его Жития исследователям известно, что насельники Каламона занимались сбором фиников, а из пальмовых ветвей плели корзины. Во время персидского нашествия (614 г.) обитель была захвачена, часть иноков (в том числе из монастыря Хозива) перебита, другие уведены в плен. Персы отпустили только преподобного Георгия, удивившись его аскетическому облику. Вскоре Каламон был восстановлен и действовал до XII в., он упоминается в том числе в Житии преподобного Стефана Савваита Старшего (ум. в 794 г.). В «Хожении» русского игумена Даниила (начало XII в.) говорится, что Каламон был обнесён стенами, и в нём подвизалось 20 монахов. Игумен Даниил также упоминает о предании, согласно которому здесь отдыхало Святое Семейство по пути в Египет, и о чудотворной иконе Божьей Матери, на которую снисходил Святой Дух. В 1185 г. Иоанн Фока описал Каламон как укреплённый башнями, сооружёнными из больших квадратных блоков тёсаного камня. К большому собору примыкал маленький круглый храм, воздвигнутый, по преданию, в апостольские времена, где находилась написанная апостолом Лукой икона Божьей Матери (похожая на константинопольскую «Одигитрию»), от которой исходило необычное благоухание (Иоанн Фока, Cказание. 1889 г.). В настоящее время эта икона хранится в церкви равноапостольных Константина и Елены в Греческой Иерусалимской Патриархии. В 1230 гг.  Савва Сербский посетил Каламон по пути на Синай. Долгое время считалось, что с конца XIII в. Каламон стал именоваться монастырём преподобного Герасима по соседней заброшенной обители. Однако в результате недавних раскопок было высказано мнение, что Каламон находился не в Дайр-Хаджала на месте современного монастыря преподобного Герасима, а на расстоянии примерно 1 км к северу близ источника Хаджала, где были обнаружены развалины большого монастыря. По археологическим данным, монастырь близ источника Хаджала был оставлен монахами до конца XIII в., что следует из арабской надписи 1295 г. из деревни Хаджала, построенной прямо на месте монастыря, тоже вскоре покинутой.

 
PR-CY.ru