КАРМА

КАРМА (санскр. karman; пали kamma; обряд, действие, деяние, акт) – одна из основополагающих концепций, определившая космологические, антропологические, сотериологические, социально-этические парадигмы всех религиозно-философских систем Индии. После распространения буддизма понятие «карма» стало важнейшим мировоззренческим понятием в Центральной и Юго-Восточной Азии и на Дальнем Востоке, а с Нового времени было освоено западной культурой. Концепция кармы отождествляется, прежде всего, с «законом кармы»: «история индивида» подчиняется детерминации, при которой характеристики настоящей жизни индивида обусловлены его предыдущими ментальными, вербальными и телесными действиями. Они рассматриваются индийскими мыслителями как «семена», а результирующие характеристики жизни – как «плоды». «Закон кармы» реализуется на протяжении практически бесконечных жизней: в каждой следующей жизни «плодоношение» накопленного потенциала прибавляет новые «семена», которые считаются результатами безначальных «семенных» кармических потенций. Поэтому «закон кармы» обусловливает реинкарнации, перевоплощения (сансара), которые являются его материализацией и мыслятся также безначальными, и задаёт индийские представления о цели человеческого существования: освобождение (мокша) от всех последствий действия этого закона, главными из которых и являются перевоплощения, необходимо обусловливающие страдание. Истоки представлений о «законе кармы» обнаруживаются в ритуалистическом мировоззрении, согласно которому обрядовое действо реализуется не только в ближайшее время: положительные (если действо совершено правильно и преследует благие цели) или негативные (если оно совершено неправильно или преследует дурные цели) последствия «вызревают» в будущем. В ведийской поэзии посмертная судьба человека мыслилась преимущественно как пребывание на небе, для нарушивших закон космической справедливости (рита) – в «земляном доме», а в начальной брахманической прозе помимо этого – как подверженность «повторным смертям» (punarmrtyu) на небе. Возможность возвращения умерших на землю предполагалась до появления «Упанишад», но только начиная с этих текстов «качество» реинкарнации связывали с результатом предшествовавших действий индивида. В «Брихадараньяка-упанишаде» новое учение было выражено как представление о «пути богов» – пути огня, восхождения от земли через солнце в миры Брахмана, и «пути предков» – пути дыма, предполагающего после достижения луны возвращение на землю; следующие этому пути, таким образом, «совершают круговращение», а те, кто не знают этих путей, становятся вследствие неведения (авидья) насекомыми, птицами и кусающимися тварями. Здесь же формулируется положение учения, открытого мистическим видением великих мудрецов-риши: «Посредством благого действия (он) становится благим, посредством дурного – дурным» и, ещё точнее, «каково (его) действие и поведение, таковым (он) и становится». Обретение нового тела как следствие указанной зависимости осуществляется «естественным» образом и уподобляется переползанию гусеницы с одной травинки на другую или способности ремесленника придать новую форму прежнему материалу.

 



 
PR-CY.ru