Словарь по христианству Ю ЮВЕНАЛИЙ

ЮВЕНАЛИЙ

ЮВЕНАЛИЙ – Иерусалимский патриарх (около 422 – около 458 гг.), первый патриарх Иерусалима (до него предстоятели Иерусалимской церкви имели сан епископов). В православной церкви Ювеналий канонизирован в лике святителей; память совершается 2 июля по юлианскому календарю. Православное предание связывает с ним появление в Константинополе вериг апостола Петра, которые он передал в дар императрице Евдокии. Ювеналий стал епископом в 421–422 гг. Ему удалось добиться высшего иерархического положения, в котором иерусалимским епископам было отказано Никейским собором, признавшим за ними лишь «преимущество чести» на Вселенских соборах, но подчинившим их в обычных делах митрополиту Кесарии Палестинской. По мнению исследователей, Ювеналию благоприятствовало влиятельное положение, которое он занял на Эфесском соборе 431 г., но сначала его притязаниям воспротивился Александрийский патриарх Кирилл Великий (412–444 гг.), не желавший создавать в лице Иерусалимского патриарха опасного соперника епископам Александрии. Однако вскоре он смягчился, опасаясь перехода Ювеналия на сторону еретиков. Тогда против Ювеналия восстали другие восточные епископы; был даже поднят вопрос о низложении Ювеналия. По делу Евтихия в 449 г. был созван в Эфесе Собор, председателем которого стал Ювеналий. Он сумел воспользоваться обстоятельствами: из-за отсутствия Кесарийского митрополита явился на Собор в качестве представителя трёх Палестин и занял второе место после Кирилла Александрийского. Благодаря своим услугам на этом Соборе, Ювеналий добился от императора Феодосия II (402–450 гг.) рескриптов в пользу своих претензий: он стал патриархом и на Соборе заседал выше Антиохийского патриарха Домна II (441/442 – 450 гг.). После возвращения в Палестину он почувствовал себя хозяином положения и поспешил вознаградить себя за торжество православия, чрезвычайно расширив свои канонические права, стал рукополагать в пределах, ему совершенно не подлежащих. Кирилл Александрийский, узнав об этом, возмутился и написал к архидиакону Льву (будущему папе), чтобы определить канонические права Ювеналия, потому что от его действий страдает авторитет первого Вселенского собора. Но серьёзного отпора Ювеналию не было, и тот считал себя митрополитом, исходя из обычая, не только трёх Палестин, но и двух Финикий и Аравии. Когда Феодосий II умер, Флавий Маркиан (450–457 гг.) и его супруга, сестра императора Феодосия II, Пульхерия (399–453 гг.) высказались за православных и собрали новый Собор в Халкидоне, который осудил Александрийского патриарха Диоскора (444–451 гг.) и монофизитов. Союз с Диоскором на Эфесском соборе лёг тёмным пятном на Ювеналия, и на Халкидонском соборе он оказался только прощённым сопредседателем Диоскора. Державший в Эфесе сторону Диоскора, он увидел себя в положении обвиняемого: несмотря на его немедленный разрыв с Диоскором, его исключили из заседаний Собора и предлагали даже осудить, но он принёс повинную. Настоятельные просьбы епископов Палестины и боязнь вызвать новый раскол привели к его помилованию. Ювеналий понимал, чем угрожает захват трёх провинций, и отцы Собора были приятно изумлены, когда Максим Антиохийский (451–455 гг.) и Ювеналий вышли на Собор с заявлением о полюбовном разделении провинций: Антиохийская церковь могла рукополагать епископов для двух Финикий и Аравии, а Иерусалимская – в трёх Палестинах.

 



 
PR-CY.ru