ЮЛИАН ОТСТУПНИК, Юлиан II, Флавий Клавдий - Страница 8

Сам Юлиан добросовестно и до мелочности выполнял все обряды: носил дрова на алтари, собственноручно закалывал посвящённых животных. Эти действия возбуждали не только негодование христиан, прозвавших императора «быкосожигателем», но и насмешки язычников, говоривших, что придётся скоро людям отказаться от мясной пищи, т.к. весь скот будет потреблён богами. Жрецы не должны были ограничиваться совершением богослужения: на них возлагалась забота о назидании душ путём проповеди. В храмах ставились кафедры, с которых жрецы объясняли догматическое и этическое значение мифов, толковали символический смысл священнодействий. Предполагалось, что народ должен был познавать этим путём истинную веру, вникать даже в неоплатоническую мудрость. Жрецы призваны были служить пастве образцами нравственности и безупречного поведения. Их жизнь была подчинена строгому уставу: им запрещалось посещение таверн и соблазнительных зрелищ; они должны были воздерживаться от грубых, низких занятий; за распущенность на них налагались епитимьи и отлучения. Для верующих, желавших спасать свою душу путём отшельничества и аскетического подвига, по приказанию Юлиана учреждались мужские и женские монастыри. Наконец, чувствуя, какое большое влияние оказывает на массы христианское духовенство широкой организацией благотворительности, Юлиан пытался вырвать у церкви монополию помощи слабым и предписывать чинам государственного жречества устраивать больницы, странноприимные дома, богадельни, раздавать хлеб и милостыню беднякам, защищать несправедливо преследуемых. Исследователи часто задают себе вопрос: было ли гонение, о чём пишут христианские авторы? Ведь Юлиан выдвигал против христианства не террор, а духовную силу возрождаемого паганизма, который он (может быть, бессознательно) христианизировал, тем самым невольно обнаруживая слабость язычества и силу противника. Во всяком случае, преследования и насилия против христиан он не воздвигал, довольствуясь словесными нападениями и едкой иронией. Было издано только два эдикта, стеснявшие права церкви. Первый требовал от христианского духовенства возвращения языческим храмам отобранных у них и пожалованных христианским церквам земель и отнимал у клира предоставленные ему исключительные экономические и политические привилегии. Второй запрещал христианским священникам преподавать в светских (муниципальных) школах. Первое постановление объяснялось намерением Юлиана восстановить нарушенную, по его мнению, справедливость; второе представлялось ему естественным («нельзя допустить, чтобы люди, позорящие богов, читали и объясняли юношеству Гомера, Гесиода, Демосфена, Фукидида, Геродота, их ревностных почитателей. Христиане не должны учить свободным наукам, ни как грамматики, ни как риторы, ни как софисты. Пусть в своих галилейских церквах толкуют они Матфея и Луку»). Таким образом, христианам не запрещалась школьная пропаганда их учения, но они отстранялись от классических школ. Юлиан надеялся, отделив их от науки, привести церковь к варваризации и тем уменьшить её силу. По сведениям словаря Брокгауза и Ефрона, казней, заточений и изгнаний по отношению к христианам при Юлиане не практиковалось; император лишил только их веру государственного покровительства. Однако в церковных святцах есть мученики, пострадавшие при Юлиане в 360–363 гг. Вероятно, гонение всё же существовало, хотя и не имело масштабов и силы прежних гонений языческих императоров. Могут быть также указаны отдельные случаи, когда Юлиан проявлял к христианам враждебное пристрастие (например, возбуждение жителей Бостры против их епископа), или когда он сверх меры оказывался снисходительным при подавлении насилий язычников против христианских пастырей (например, амнистия жителей Александрии после убийства епископа Георгия Каппадокийца). Так или иначе, но язычники равнодушно встречали реформы Юлиана и не отзывались на его рвение. Образованные люди втайне посмеивались над его приверженностью к обряду, даже суеверию, чуждались его пылкого, но педантического благочестия.

 



 
PR-CY.ru