ЮЛИАН ОТСТУПНИК, Юлиан II, Флавий Клавдий - Страница 5

В высшем мире (как и в нашем, низшем) царит особый централизующий принцип, который мы можем назвать «идеей», «единым» или «благом». Как солнце окружено войском светил и хором планет, так и высшее начало объединяет доступные познанию принципы, в которые оно вдыхает бытие, красоту, законченность, целостность, облекая их сиянием своего благодетельного могущества. «Ощущаемым» богам здешней вселенной соответствуют «познаваемые» боги потустороннего мира, который есть область абсолюта, седалище первоначал и первопричин. Наша вселенная происходит от них и воспроизводит соотношения между ними. Но связь между миром чувств и миром идей – не непосредственная. Расстояние между абсолютным единством и единством разделённым, между имматериальностью и материей, между неподвижным и постоянно изменяющимся, самым высоким и самым низким – слишком громадно, чтобы одно могло быть прямым порождением другого; необходимо посредствующее звено для их объединения. Юлиан (как платоники) верил, что между высшим, «познаваемым» миром и низшим, «чувственным» лежит средний – «познающий». Третий – отражение первого и образец для второго; второй, стало быть, – повторная (вторичная) копия первого. Таким образом, доктрина Юлиана, как большая часть поздних эллинистических (или эллино-иудейских) учений, – «троична». Членами «триады» в ней являются указанные три мира. Каждому из них соответствует отдельное солнце, являющееся центром для каждой системы (сферы). Солнце познаваемого мира составляет высший объект философствования; его очертания открываются спекулятивной мысли издали; солнце мира видимого слишком грубо чувственно, чтобы могло сделаться последним термином обоготворения. Вот почему центральное божество среднего мира (познающее солнце) становится истинным, главным (объединяющим, если не единым) богом религии Юлиана. Это – «царь-солнце», которого он называет настоящим объектом поклонения людей. Оно – необходимый посредник для передачи благодати от всесовершенного верховного бога из трёх миров в мир, обитаемый людьми; через него протекают и истекают свойства абсолютного блага, распространяясь по всей вселенной. В этой схеме, воплощающей миросозерцание Юлиана, он, несомненно, вдохновляется концепцией Платона в том виде, в каком она вышла из религиозной переработки поколениями александрийских философов и повлияла как на догматику неоплатонизма, так и на теологию древнего христианства. «Царь-солнце» религии Юлиана одинаково близок «Демиургу» платоников и «Логосу» Отцов церкви II в. Исследователи предполагают, что Юлиан рассчитывал противопоставить своего «царя-солнце» христианскому Слову-Сыну для поклонения народов и на этом образе построить мировую религию, которой он горделиво мечтал навсегда объединить и прочно осчастливить человечество. Исследователи подчёркивают, что нельзя отрицать в учении Юлиана определённой широты и величия, генетического родства с религиозным прошлым народов, грандиозности усилия поднять, связать и одухотворить народные верования индивидуальным творчеством мыслителя. Исходной точкой для смелого реформатора служил распространённый старый греческий культ Аполлона (Гелиоса), разнообразно затрагивающий религиозное чувство и традиционные воспоминания. Юлиан удачно обновил его присоединением сильных элементов из восточных культов, которые к тому времени приобрели огромную популярность среди населения империи. Так, персидский бог Митра, повсеместно привлекавший толпы верующих, являлся народным воплощением «непобедимого солнца», поддерживавшим концепцию Юлиана. Вообще образ «бога-солнце» был присущ натуральным религиям различных племён, и это сближало веру императора с верой его народов. Необходимо было только слить в одно целое бесконечное разнообразие племенных и местных верований и обрядов, очистить грубость и пестроту многобожия массы подчинением чувственного многоразличия высшему единству, духовному монотеизму образованных людей и мыслителей-идеалистов. Юлиан пытался достигнуть этой цели постройкой грандиозной системы символического толкования всевозможных языческих понятий и представлений, выражающихся в мифах и культах, при помощи философских идей (характерный пример юлиановской рационализации мифологии – его речь о Кибеле, матери богов). Боги – это только символы, при помощи которых народы стремятся уяснить себе бытие, природу и судьбы мира.

 



 
PR-CY.ru