Словарь по христианству Ю ЮЛИАН ОТСТУПНИК, Юлиан II, Флавий Клавдий

ЮЛИАН ОТСТУПНИК, Юлиан II, Флавий Клавдий

ЮЛИАН ОТСТУПНИК, Юлиан II, Флавий Клавдий (331–363 гг.) – римский император (360–363 гг.), одна из тех личностей, над истолкованием которых не устают работать историки. Его деятельность, посвящённая возрождению язычества, издавна вызывала глубокий интерес. Христианские писатели, современники и враги Юлиана, назвали его «Отступником», и это прозвище, поддержанное церковью, тесно слилась с его именем в историческом предании. Юлиан получил его за то, что сделал серьёзную попытку отвратить Римскую империю от христианства. Он видел, что раздоры в христианском мире не идут на пользу империи, и решил объявить свободу любому вероисповеданию, в том числе и язычеству. По одной из версий, неприязнь Юлиана к христианам возникла из-за убийства ими его отца и двух братьев. Однако христиан он не преследовал, но запретил им заниматься педагогической и благотворительной деятельностью. Корифеи просветительской литературы XVIII в. оказывали ему почёт как «первому свободному мыслителю». Учёные Нового времени, отмечая его дарования и признавая принципиальность и искренность Юлиана, тем не менее, характеризовали его как «романтика на троне цезарей», находили в нём черты «Дон-Кихота» в деле, отжившего свой век. Анализу личности и исследованиям деяний Юлиана посвящена обширная литература, которая с каждым годом обогащающаяся новыми произведениями учёного или полемического характера. Юлиан родился в Константинополе, был сыном Юлия Констанция и его второй жены Базилины. Отец происходил от второго брака Констанция Хлора (250–306 гг.) с Феодорой. Стало быть, Юлиан приходился племянником императору Константину I Великому (272–337 гг.). Его отец и старший брат были умерщвлены по приказанию императора Констанция в 337 г. Другому брату Юлиана, Галлу (род. в 325 г.), была оставлена жизнь, как и Юлиану (вероятно, их спасло малолетство), и они росли вместе. Детство Юлиан провёл в Константинополе, в доме матери. Наблюдение за его духовным развитием было поручено епископу Евсевию Никомедийскому (ум. в 340 г.); он должен был воспитать ребёнка в духе умеренного арианства (см. Арианство), которому сочувствовал Констанций. Евсевий относился к своему делу холодно и небрежно; настоящим авторитетом был для мальчика приставленный к нему евнух варварского происхождения Мардоний, образованный и добрейший старик, который был учителем его матери. Страстный поклонник эллинской культуры, Мардоний стремился посеять её зёрна в душе питомца, крепко к нему привязавшегося, окружая его миром образов и идей, взятых из греческой литературы, и воздерживаясь от всякого упоминания о христианстве. Наряду с этим он приучал Юлиана к строгому воздержанию и нравственному ригоризму. Таким образом, в сознании Юлиана всё благородное и высокое связывалось с античностью, а с христианством невольно соединялось представление о мёртвом формализме, грубом принуждении и нравственной испорченности, которая действительно царила тогда в среде высшего духовенства и придворной знати, наружно исповедовавшей новую веру. Подозрительному императору пребывание обоих братьев в столице казалось опасным: Галл с Юлианом в 342 г. были отправлены в Малую Азию и поселены в уединённом казённом поместье Марцелл, с укреплённым дворцом. Их окружала роскошная обстановка, но каждый шаг находился под бдительным надзором верных слуг Констанция. Образование юношей должно было продолжаться в христианском духе, под руководством арианских учителей. Христианские писатели утверждают, что Галл искренно принял учение, а Юлиан лишь прикидывался верующим, питая к христианству скрытую ненависть. Сам он говорил, что его учителя (ариане), скорее, похожи были на тюремщиков, чем на наставников. В эти годы ссылки он основательно изучил книги Ветхого и Нового Заветов, но вдумывался в них лишь как в закон веры врагов, чтобы таким образом приобрести орудие борьбы с ней. По-видимому, Юлиан быстро понял резкий контраст, который наблюдался между учением Христа и жизнью современного ему христианского общества. Но христианином он не был никогда: умственные вкусы и сердечные чувства изначала влекли его к эллинизму. Это настроение росло в силу необходимости постоянно скрывать его и исполнять обряды официального культа. В Марцелле оба брата пробыли пять лет, после чего Галл неожиданно был возведён в звание цезаря для управления Востоком, а Юлиан возвращён в Константинополь.

 



 
PR-CY.ru