ЙЭКУНО АМЛАК - Страница 2

Освободившись, Йэкуно Амлак оставался непримиримым врагом Йэтбарака до самой его смерти (1268 г.), а затем захватил власть в Эфиопии, одолев Дэланда – последнего загвейского царя, чьё правление подтверждено документально (известен по жалованной грамоте 1268 г. монастырю в Шимезане (область Тигре), который носил то же название Дэбрэ-Либанос, что и основанный позже монастырь в Шоа). Значительную роль в противоборстве Йэкуно Амлака с Загве сыграло привлечение им на свою сторону населения области Шоа, в том числе мусульманского, из которого он набрал семь отрядов. Исследователи считают гипотезу о широкой поддержке, якобы оказанной Йэкуно Амлаку в области Тигре, не имеющей серьёзных оснований. Согласно преданию Эфиопской церкви, Йэкуно Амлак положил начало особым церковно-политическим отношениям, заключив серию «заветов» (религиозных договоров) с Иясус Моа, следующим настоятелем монастыря Дэбрэ-Хайк-Эстифанос За-Иясусом и Такла Хайманотом. Достоверность большинства этих «заветов» исследователи считают сомнительной. Так, обещание о передаче трети всех государственных земель церкви, якобы данное Йэкуно Амлаком За-Иясусу, является позднейшим вымыслом, по-видимому, призванным подкрепить позицию сторонников монастырского землевладения в их споре с евстафианами. Не выдерживает критики и представление о посреднической миссии Такла Хайманота, сумевшего убедить загвейскую династию добровольно уступить власть Йэкуно Амлаку и удовольствоваться ролью наместников в области Ласта. Новый царь не мог даровать за это особые права монастырю Дэбрэ-Либанос в Шоа и удостоить его настоятеля титула эччеге, сделав вторым лицом в эфиопской церковной иерархии, поскольку этого монастыря тогда ещё не существовало. С другой стороны, у исследователей есть серьёзные основания отнести к правлению Йэкуно Амлака появление титула аккабе-саат у настоятелей Хайкского монастыря. Таким образом царь мог выразить признательность за духовную поддержку, оказанную ему в ходе переворота основателем обители Иясус Моа, одновременно лишив этого титула архимандритов монастыря Дэбрэ-Либанос в Шимезане, служивших опорой династии Загве.



 
PR-CY.ru