Словарь по христианству Я ЯН ВАН ЭЙК

ЯН ВАН ЭЙК

ЯН ВАН ЭЙК (около 1390 – 1441 гг.) – нидерландский живописец, главный представитель и один из родоначальников искусства Раннего Возрождения в Нидерландах. В 1422–1424 гг. работал над украшением графского замка в Гааге, с 1425 г. – придворный художник бургундского герцога Филиппа Доброго (или Филиппа III Бургундского; 1396–1467 гг.). В 1427 г. посетил Испанию, в 1428–1429 г. – Португалию. Около 1430 г. поселился в Брюгге. Наиболее крупное произведение Яна ван Эйка – знаменитый Гентский алтарь (полиптих в соборе св. Бавона в Генте). Согласно позднейшей надписи на алтаре, начал его старший брат Губерт ван Эйк (работал в 1420 гг. в Генте, где умер в 1426 г.), а закончил в 1432 г. Ян. Вопрос о творчестве Губерта ван Эйка и его участии в работе над Гентским алтарём остаётся спорным. По мнению большинства учёных, Губерт мог лишь начать работу над центральными частями алтаря, но в целом алтарь выполнен Яном ван Эйком. Несмотря на наличие в ряде сцен архаичных черт, Гентский алтарь открывает собой новую эпоху в истории нидерландского искусства. Религиозная символика претворена в нём в конкретные, жизненно убедительные и осязаемые образы. С исключительной реалистичной смелостью и неприкрашенной правдой изображены на алтаре обнажённые фигуры Адама и Евы; фигуры поющих и музицирующих ангелов на боковых створках отличаются объёмностью и пластической осязаемостью; тонкой поэтичностью и мастерством в передаче пространства и световоздушной среды выделяются пейзажные фоны в сценах поклонения Агнцу. Гентский алтарь – это большой двухъярусный створчатый алтарный образ, состоящий из 24 отдельных картин, четыре из которых размещены на неподвижной средней части, а остальные – на внутренних и наружных створках. Его высота около трёх с половиной метров, ширина в раскрытом состоянии – около пяти. На внешней стороне алтаря (когда он закрыт) вверху в люнетах изображены пророки и сивиллы, предсказавшие рождение Христа. Во втором ярусе – сцена Благовещения, занимающая все четыре створки. В нижнем ярусе по краям даны портреты заказчиков алтаря Иодокуса Вейдта и Елизаветы Борлют, в середине живопись имитирует каменные статуи Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова. В раскрытом виде он имеет также двенадцать створок. Нижние пять посвящены центральной теме всего алтаря – прославлению искупительной жертвы Христа, символом которой является белый агнец. В верхнем ряду, в середине, восседает на троне Бог Саваоф, по сторонам Которого расположены Мария и Иоанн Креститель, поющие и музицирующие ангелы, Адам и Ева. Имя автора, разработавшего теологическое содержание алтаря, к сожалению, неизвестно; по тем временам им должно было быть духовное лицо высокого сана. Но кто бы он ни был, чрезвычайно интересно то, что уже в самой ткани религиозного замысла алтаря содержатся идеи, характерные для нового ренессансного мировоззрения. Это проявляется, прежде всего, в том большом значении, которое получили в алтаре образы Адама и Евы, чьи фигуры помещены в одном ряду с центральными персонажами христианской легенды, а также и в том, как они соотнесены со всем целым и намеренно возвеличены. Любопытно, что при выборе сюжетов для алтаря опущены драматические сцены легенды о Христе. Алтарь прославляет христианское вероучение, и это прославление представлено как путь чистой радости, а не преодолённого страдания (это символизирует фонтан «источника живой воды»). Очевидно, символическая тема «Поклонение агнцу» привлекла ван Эйка возможностью выразить наиболее общие и наиболее важные аспекты своего миросозерцания, основой которого стало радостное приятие мира и человека со всем их богатством и разнохарактерностью. Интересен духовно-эмоциональный замысел полиптиха, слагающийся из двух начал, соответствующих изображениям на внешних и внутренних створках: одно из них несёт в себе ожидание и предчувствие грядущего события, второе разрешает их в некое великое и достойное торжество. Таким образом, в алтаре господствуют духовная радость и праздничное просветление как основные элементы его общего содержания. Этот духовно-эмоциональный строй Гентского алтаря, подкреплённый определённым выбором христианского сюжета, знаменовал собой победу нового ренессансного светского мироощущения и явился также результатом некоторых изменений в самом христианском вероучении.

 



 
PR-CY.ru