ИЛИЯ СПИЛЕОТ - Страница 2

Илия Спилеот обращал дождевую воду в вино, усмирял диких зверей, изгонял нечистых духов, исцелял людей, гасил огонь на расстоянии и др. В основном, агиограф описывает чудеса на основании рассказов учеников Илии Спилеота, в частности, Луки Фалакра, который известен и по иным источникам. Одно из чудес Илии Спилеота было связано с предсказанием о подавлении восстания патрикия Иоанна Музалона против императора Романа I Лакапина в 921–922 гг. Во время набегов арабов святой был вынужден укрываться в окрестных замках. Несмотря на преклонный возраст, Илия Спилеот не мог не посетить могилу Илии Калабрийского в день его памяти (17 августа). Он неоднократно говорил ученикам о своей близкой кончине; тем не менее, превозмогая тяжёлую болезнь, продолжал вести аскетическую жизнь. Илия Спилеот скончался в возрасте 96 лет, проведя в монашестве 75 лет. На его могиле свершилось множество чудес. По мнению исследователей, следующим игуменом монастыря стал его ученик Лаврентий. Основным источником сведений об Илии Спилеоте является греческое Житие, которое сохранилось в уникальной рукописи начала XIV в., созданной скевофилаксом монастыря Спасителя в Мессине и содержащей Жития святых с сентября по май. Житие было составлено после 984 г. Имя агиографа не названо, однако из текста памятника исследователи сделали вывод, что он лично знал Илию Спилеота, присоединившись к братии монастыря, когда святой был уже в весьма преклонном возрасте (повествование ведётся от первого лица в главе 96, и сохранились авторские ремарки в главах 2, 61–68). Исследователи полагают, что он был третьим настоятелем монастыря, основанного Илиёй Спилеотом, а Житие было написано в самом начале XI в. Согласно латинской версии Жития и Чудес Илии Спилеота (дошли в рукописи XII в.), имя автора греческой версии, с которой был выполнен перевод, – Кириак. Перевод был сделан по заказу настоятеля монастыря св. Евфимии Роберта де Гранмениля между 1060 и 1082 гг., но перевод, по мнению исследователей, ближе к архетипу, чем сохранившаяся греческая версия. В состав рукописи XI–XII вв. вошли поздний итальянский перевод Жития и два канона (один анонимный, другой составлен Кириаком, который исследователи готовы отождествить с Кириаком, упоминаемым в латинской версии). Возникновение почитания Илии Спилеота относится к XI в., сведения о нём содержатся в Житии св. Луки из Изола-ди-Капо-Риццуто (1035–1114 гг.). Как полагают исследователи, мощи Илии Спилеота были утрачены вскоре после появления Жития, по крайней мере, в источниках XV в. о них ничего не сообщается (мощи были чудесным образом обретены 2 августа 1747 г.).



 
PR-CY.ru