ИЛИЯ, Чеботарёв Иван Алексеевич - Страница 2

В связи с преобразованием верхотурского во имя Николая Чудотворца мужского монастыря из штатного в общежительный и с введением в этой обители нового устава из Валаамского монастыря туда были направлены опытные иноки во главе с иеромонахом Иовом (Брюховым). Вместе с ними в декабре 1893 г. переехал и Илия. Некоторое время он жил в юго-восточной башне монастырской ограды, нёс послушание при мощах праведного Симеона Верхотурского. Духовный опыт Илии был ценен как для братии, так и для расположенных рядом с Верхотурьем женских обителей. В 1894 г., избегая многочисленных посетителей, Илия оставил обитель и уединился в глухом лесу недалеко от монастырской заимки на реке Малый Актай (в 8 км от Верхотурья). Первоначально старца навещали только насельники монастыря. Однако когда паломники узнали, что эта пустынька расположена недалеко от ведущего к монастырю Гороблагодатского тракта, они стали посещать подвижника на новом месте, и он вопреки стремлению к безмолвию принимал всех ищущих духовного совета. Ещё в Верхотурском монастыре Илия познакомился с Евдокимом Плёнкиным (ум. в 1905 г.), 60-летним мирянином, подвизавшимся в 23 км от Верхотурья. В октябре 1896 г. Илия переселился ближе к Евдокиму Плёнкину, однако кельи подвижников разделяло более 11 вёрст. В эти годы Илия, несмотря на преклонный возраст, усилил молитвенные подвиги, продолжал принимать посетителей и вести переписку с монашествующими и мирянами. Каждые три недели приходил в монастырь, причащался Святых Таин. Вкушал лишь сухари, воду, иногда картофель. В 1899 г. по просьбе игумена Арефы Верхотурского Илия вернулся в монастырь, поселился в уединённой келье в монастырской роще близ братского кладбища. С октября 1900 г. ежедневно причащался Святых Таин, посетителей уже не принимал. Согласно Житию, в день кончины Илия, к удивлению братии, повелел открыть двери своей кельи «для всех». С посетившими его игуменом Арефой и другими насельниками старец «беседовал свободно и даже в некоторых случаях употреблял шуточные слова. Вечером же стало заметно, что силы совершенно покидают его, но он, как бы собираясь в путь на брачный пир, совершенно спокойно выслушал прочтённую над ним отходную молитву». Илия был погребён 4 декабря 1900 г. на монастырском кладбище, у алтаря церкви во имя мученика Неофита, его могила почиталась богомольцами. Над захоронением преподобного была поставлена часовня с келейной иконой Божьей Матери «Знамение». В 1908 г. в Нижнем Новгороде было издано составленное Вячеславом Сергеевичем Барановым жизнеописание подвижника с приложением писем к инокиням. Илия вёл духовный дневник (местонахождение исследователям неизвестно). Сохранилось несколько фотографий старца. 19 августа 1994 г., в праздник Преображения Господня, состоялось обретение мощей подвижника, 31 декабря 2003 г. решением Священного Синода РПЦ он был прославлен в лике местночтимых святых, 18 октября 2004 г. по благословению патриарха Алексия II его имя было включено в Собор Валаамских святых. Мощи Илии покоятся в Николаевской церкви Верхотурского мужского монастыря.



 
PR-CY.ru