ИЛАРИОН ГРУЗИН, Картвели - Страница 2

Гиви Васильевич Цулая, принимая во внимание то, что в библиографическом списке Евфимия, внесённом в Житие Евфимия и Иоанна Святогорцев, нет никаких указаний на Житие Илариона Грузина, не уверен, что автором Жития был Евфимий. Пространная кименная редакция представляет собой расширенную афонскую редакцию текста. Метафрастическая версия Жития написана во второй половине XI в. на основе обеих кименных редакций. К.С. Кекелидзе, основываясь на приписке к одной из рукописей, идентифицирует автора редакции с иеромонахом Феофилом, современником грузинского царя Георгия II (1072–1089 гг.), который по повелению царя осуществил переводы не менее 46 метафрастических произведений. Автор опустил многие детали пространной редакции и внёс значительные исправления в текст: увеличил текст вступления, изменил маршрут хождения Илариона Грузина и некоторые датировки и т.д. Г.В. Цулая, указывая на очевидное в метафрастической версии «социально тенденциозное завышение объекта чудотворства святого» (например, в афонской редакции Иларион Грузин в Фессалонике исцелил сына служанки, в метафрастической редакции – сына правителя и т.п.) и другие детали, интерпретирует эти изменения как свидетельство распространения «культа святого Илариона». Синаксарная редакция Жития составлена анонимным автором не позднее XII в. Краткая и пространная кименные редакции Жития имеют деление на главы (17 и 12 соответственно). Первая глава пространной редакции и начало метафрастической содержат апологетику христианства и отличаются особой выспренностью, что исследователи связывают с сохранением популярности личности Илариона Грузина и в целом с общевизантийской эйфорией, характерной для периода победы иконопочитания. По мнению исследователей, Житие Илариона Грузина ценно как исторический источник. Оно точно отражает культурно-политическую обстановку, сложившуюся в середине IX в. в Закавказье, народы которого фактически освободились от арабского господства и вступили в период стабилизации. На территории Закавказья появились новые государственные образования (в том числе Кахети), литературные произведения, созданные в середине IX в., отражают этническое самосознание закавказских народов (в Грузии – Мученичества святых Або Тбилисского, Гоброна-Михаила, Константина-Кахи). В Житии Илариона Грузина подробно и точно показаны быт странствующего монаха, монастырская жизнь и события византийской истории этого периода, заметен интерес грузин к идеалам византийской литературы постиконоборческого периода, когда Византия находилась на подъёме во всех сферах внутренней жизни и внешней политики. Составители разных редакций Жития отразили идеологическую ситуацию не только в Грузии, но и в Византии.

 



 
PR-CY.ru