ИЛАРИОН ГРУЗИН, Картвели

ИЛАРИОН ГРУЗИН, Картвели (в миру Иоане; 822/823 – 875/876 гг.) – преподобный (память 19 ноября), настоятель Давидгареджийской лавры в Гареджи, известный духовный деятель, почитаемый в Грузии и Византии. Исследователям известно четыре редакции Жития Илариона Грузина: краткая (афонская) и пространная кименная, метафрастическая, синаксарная. Вопрос об авторстве первоначального текста Жития Илариона Грузина остаётся для исследователей открытым. В краткой и пространной редакциях упоминается имя Василия Протоасикрита (асикрита Василия), «философа и достойного монаха», который, согласно версии краткой редакции, при перенесении мощей Илариона Грузина византийским императором Василием I Македонянином (867–886 гг.) произнёс энкомию (Похвальное слово) Илариону Грузину, согласно пространной – описал жизнь Илариона Грузина «со слов учеников святого». Считалось, что Василий мог быть нотарием при императорском дворе и, приняв постриг, сохранил светский титул. Жизнеописание Илариона Грузина было создано в рамках общевизантийского контекста иконопочитания и почитания монахов как защитников православия и вместе с тем следует сложившимся в Грузии литературным традициям. Автор Жития хорошо был знаком с богословием и со Священным Писанием, с жизнью грузин и жителей Византии, с деятельностью грузинских подвижников. Отсутствие в Житии характерной для переводных текстов стилистики трактовалось как указание на грузинское происхождение автора. Николай Яковлевич Марр, Иван Александрович Джавахишвили, Корнелий Самсонович Кекелидзе отметили, что текст не имеет национальных особенностей, типичных для агиографических произведений, переведённых на грузинский язык представителями грузинской афонской литературной школы этого периода. К.С. Кекелидзе первым произвёл сравнительный анализ известных версий Жития и пришёл к выводу, что византийский писатель IX в. не мог иметь столь исчерпывающие сведения о христианстве в Грузии и, следовательно, не мог быть автором Жития. Протографом Жития, как полагают исследователи, является не дошедшая до наших дней греческая энкомия Илариону Грузину, принадлежавшая его современнику – асикриту либо протоасикриту Василию. В рукописи, содержащей афонскую версию Жития, сохранилась одна из приписок: «Сия святая книга была написана (переписана) на святой горе Афон..., завершена убогим Евфимием в царствование Василия и Константина... в году 6499 (т.е. в 991 г.). Число это безошибочно». Исследователи считают, что колофон указывает на Евфимия Святогорца, который или переписал энкомию, или составил на её основе афонскую версию Жития. К.С. Кекелидзе уточнил, что Евфимий создал нечто среднее – «полуоригинальное, полупереводное произведение».

 



 
PR-CY.ru