ИКОНОМИЯ - Страница 9

Икономия может выступать как обоснование церковного правотворчества и при создании новых норм по аналогии с уже существующими, и при реформировании общих принципов церковного права. При этом законодательный процесс «по икономии» должен проводиться в рамках святоотеческого Предания; в противном случае она превращается в произвол и нечестие: «Если кто-нибудь из кажущихся богоносными отцами поколеблет нечто, никоим образом не следует это именовать икономией, но преступлением и предательством догматов и кощунством против Бога» (Александрийский патриарх Евлогий I в передаче патриарха Михаила I Кирулария). В качестве примера юридической аналогии может быть названо третье правило Григория Нисского: добровольное занятие чародейством уподобляется свободному отступничеству от веры, за которое предписывается соответствующее наказание – пожизненное отлучение. В комментарии патриарха Феодора IV Вальсамона к этому правилу сказано о тех людях, которые «как вероотступники, не веруя, что Христос есть Бог, и не надеясь на Его помощь... призвали помощь демонов», что они «будут подлежать икономии в качестве преступников и свободно отрекшихся от веры»; здесь на икономию указывается вне всякой связи со снисхождением. Те же, кого подвигла обратиться к чародеям «несносная нужда, овладевшая слабой их душой», приравниваются по аналогии в отношении последствий их падения к отступникам, не выдержавшим тяжких истязаний. К ним должно быть «явлено человеколюбие по подобию тех, которые во время исповедания не возмогли противостать мучениям». Такой же подход применяет Василий Великий, определяя степень вины и соответствующее наказание подвижницам, давшим обет девства и впоследствии впавшим в блуд. Он аналогически распространяет на них наказание, предусмотренное прелюбодеям. Патриарх Феодор IV Вальсамон в комментарии отмечает: «Деву, давшую такое обещание, если она падёт..., святой определяет устраивать, т.е. подвергать епитимии, как прелюбодеиц». Вселенские соборы занимались и непосредственным реформированием общих принципов церковного права. Так, правило 12 Трулльского собора, вводя обязательное безбрачие епископата, отменил тем самым прежнее положение, зафиксированное в 5 Апостольском правиле, согласно которому епископ «да не изгонит жены своея под видом благоговения». Отцы Трулльского собора обосновали эту реформу соображениями церковного блага, поскольку они взялись за неё, «имея убо великое тщание, дабы все устрояти к пользе порученных паств». Таким образом, эта мера оправдывается целесообразностью, и, несмотря на неупотребление в этом правиле термина «икономия», это решение исследователи расценивают как икономическое по существу.

 



 
PR-CY.ru