ИКОНОМИЯ - Страница 7

Патриарх Феодор IV Вальсамон говорит об уникальности этой меры: «Постановленное отцами определено по причине икономии; и не следует принятое по икономии, ради некоей пользы, приводить в качестве довода и придерживаться как правила на последующие времена». Такое представление об исключительном характере икономии полностью соответствует положению римского права о невозможности распространения сингулярных норм по аналогии (того же мнения придерживались и авторы составленного в 1800 г. канонического сборника «Пидалион»). Это свойство сингулярной икономии отражено и в ряде постановлений Константинопольских патриархов XVIII в., разрешающих вступление в брак при наличии препятствий из-за родства. В большинстве таких постановлений имелось стереотипное указание: «Это разрешение предоставляем только указанным лицам частным образом по икономии, ради настоятельной нужды, а прочим подобным лицам мы не предоставляем такого разрешения». Трулльский собор, опираясь на икономию, разрабатывает сингулярное право для епископов, чьи епископии оказались оккупированными варварами (правило 37). В этом случае епископы пользуются всеми правами своего престола: рукополагают клириков, занимают соответствующее кафедре место в собраниях епископов и т.д. Мотивируется такое решение следующим образом: «Ибо, если при нужде времени точность (применения закона) ограничивается, пределы икономии не ограничиваются» (в некоторых рукописях: «применение икономии не исключается»). В правиле 30 отцы Трулльского собора делают исключение для священников «в варварских Церквах», т.е. за пределами империи. Поскольку они имели обычай прекращать супружеское общение по согласию со своими жёнами, им запрещается отныне вообще сожительствовать с ними вопреки общецерковному праву, запрещающему священнослужителям прогонять свою жену «под видом благоговения». Мотивируется эта строгая мера церковным благом, которое достигается через икономию: «Желая всё творити к созиданию Церкви, разсудили мы и в иноплеменнических Церквах обретающихся священников благоустроити». В Византии императоры также пользовались икономией, прежде всего, в сфере брачного права. Император Лев VI, устанавливая в новелле 109 минимальный возраст обручения, делает важную оговорку: «Если император, как часто случается, использует некую икономию и разрешит обручение, а обручённым – венчание прежде установленного возраста, это ничуть не противоречит закону, ибо дозволено принявшим от Бога устроение мирских дел устанавливать порядок лучший, чем предписывает закон, регулирующий жизнь подданных».

 



 
PR-CY.ru