ИКОНОМИЯ - Страница 6

По этой причине в различных контекстах синонимами икономии выступают такие понятия, как «снисхождение» («benignitas»), «человеколюбие» («humanitas») и «справедливость» («aequitas») в зависимости от функции икономии при решении конкретных проблем церковной жизни. Однако понятие «человеколюбие» выражает не всю сущность церковной икономии, а только отдельное её проявление, поскольку принцип икономии может привести и к большей строгости права, если это будет соответствовать соображениям целесообразности. Смешение икономии с гуманностью, ограничивающее многообразие функционирования этого принципа, происходит лишь в достаточно позднее время. Например, через «человеколюбие» определял икономию патриарх Николай I Мистик («Икономия есть подражание Божественному человеколюбию»). Однако отцы Анкирского и Неокесарийского соборов, допуская смягчение дисциплинарных норм, ещё употребляют более адекватный термин (так же поступают и отцы первого Вселенского собора). Самой употребительной функцией икономии, которая нередко считается основной и даже единственной, является создание сингулярного права для лиц, которые в силу особых обстоятельств должны быть по справедливости поставлены в исключительное положение относительно действующего общего права. Необходимость этой меры обусловлена духовным благом как их самих, так и всей церкви, частью которой они являются. Такая икономия может применяться как для отдельных лиц, так и для целых групп. Чаще всего эта икономия направлена на обеспечение доступности церковных благ для тех её членов, которые находятся в положении, ограничивающем их возможности, например, в состоянии духовной или телесной слабости, переживают внешние трудности – войну, неблагоприятные климатические условия и т.п. Кирилл Александрийский в период после третьего Вселенского собора, стремясь восстановить общение с прежними его антагонистами («восточными» епископами), упоминает икономию как принцип, способствующий упорядочению сложившейся обстановки: «Чтобы нам не показаться любопрительными, обымем общение с благочестивейшим епископом Иоанном, снисходя ему, и ради икономии не слишком строго судя раскаявшихся. Это дело требует, как я уже сказал, великой икономии». Примером икономии такого рода является мера, выработанная третьим Вселенским собором в отношении бывшего Памфилийского митрополита Евстафия, малодушно оставившего свою кафедру. Эфесские отцы в послании Собору провинции Памфилия сочли необходимым «помиловать старца» и постановили оставить ему епископское достоинство. Иоанн Зонара в своём комментарии замечает: «...И буква сказанного послания показывает, что то всё было икономией ради малодушия Евстафия».

 



 
PR-CY.ru