ИКОНОМИЯ - Страница 5

3) оправдание сингулярного права, преимущественно в тех случаях, когда требовалась особая защита права группам «слабых» лиц, например, женщинам и несовершеннолетним, чтобы уравнять их положение с теми, кто обладают нормальным уровнем сил; 4) реформирование общих принципов права, а также отдельных институтов права; 5) в судебной практике выбор санкции к правонарушителю основывали на справедливости («aequitatem quoque ante oculos habere debet iudex»), когда при изучении степени субъективной виновности деликвента она могла требовать не только смягчения, но и ужесточения наказания. В постклассический период римского права понятие aequitas, имевшее прежде чисто практическое значение, приобретает также и нравственный аспект. Повеление апостола Павла рабовладельцам оказывать рабам «должное и справедливое» (Кол. 4:1) в версии Вульгаты выражено классическими терминами римского права: «Domini, quod iustum est et aequum, servis praestate». У Лактанция под aequitas подразумевается изначальное равенство людей перед Богом: «Ведь Бог, Который создаёт людей и одушевляет, хочет, чтобы все жили по справедливости, т.е. имели равенство» («Deus enim, qui homines generat, et inspirat, omnes aequos, id est pares esse voluit»). Это религиозное равенство тесно связано со справедливостью и требует, в свою очередь, правового равенства: «Там, где нет равенства всех, там нет и справедливости» («Ubi enim non sunt universi pares, aequitas non est»). В конституциях христианских императоров aequitas начинает тесно увязываться с правосудием (iustitia) и противопоставляться «строгому праву»; так, в эдикте императора Константина I Великого от 314 г. говорится: «Повелеваем, чтобы во всех делах правосудие и справедливость имели предпочтение перед положениями строгого права» («placuit in omnibus rebus praecipuam esse iustitiae aequitatisque quam stricti iuris rationem»). Позднее «справедливость» в качестве формального принципа права попадёт в церковно-правовые сборники (см., например, Номоканон Фотия: «...По требованию справедливости мы преступаем обычай»). Эти характерные черты aequitas оказали влияние на юридическое содержание церковной икономии, которая в основных своих функциях в церковном праве становится аналогией «справедливости» римского права. Икономия исходит из идеи равного участия членов церкви в оправдании Божьем (ср.: Деян. 11:17; 2 Петр. 1:1). Вместе с тем на её содержание продолжало влиять и догматическое значение понятия в смысле Божественного домостроительства, так что в использовании икономии могли иногда усматривать подражание «Божественной икономии». Многогранная сложность этого принципа затрудняет формирование для него строгого юридического определения.

 



 
PR-CY.ru