ИКОНОМИЯ - Страница 3

Далее в этом тексте следует яркое сравнение применяющих икономию с моряками, попавшими в шторм и бросающими за борт нечто маловажное, чтобы спасти корабль и свои жизни. В обращении к понятию «икономия» других авторов на первом месте также стоит идея целесообразности. Александрийский патриарх Евлогий I в рамках полемики с египетскими монофизитами написал небольшой трактат, специально посвящённый икономии. В нём он, не давая строгого определения, сообщает, что «икономия зачастую применяется на краткое время, когда допускается нечто недолжное, ради долговременной непоколебимости благочестия, а также чтобы расстроить дерзания замышляющих против истины». Феодор Студит, порвавший отношения с Константинопольским патриархом Никифором I по причине различного понимания икономии, считал, что «предел икономии состоит в том, чтобы не нарушать совершенно какое-нибудь постановление и не вдаваться в крайность и не причинять вреда важнейшему в том случае, когда можно сделать малое послабление согласно времени и обстоятельствам, чтобы таким образом легче достигнуть желаемого». Авторы поздневизантийской эпохи не внесли существенного вклада в определение понятия «икономия», высказываясь о ней с той же степенью неопределённости. Например, архиепископ Феофилакт Болгарский в комментарии на Послание к Галатам высказывается следующим образом: «Творящий нечто по икономии совершает это не как благо вообще, но ради своевременной пользы». По определению архиепископа Димитрия II Хоматиана, «икономия есть… восстановление в результате особой меры изначального блага, когда некто претыкается в трудных обстоятельствах». В соборном законодательстве понятие «икономия» в техническом смысле впервые упоминается лишь на Трулльском соборе (691–692 гг.). О целесообразности икономии и её временном характере говорится, например, в правиле 29 Трулльского собора. Этот канон отменяет дозволение правила 46 Карфагенского собора  совершать литургию в Великий Четверг не натощак: «Святые отцы оные, может быть, по некоторым местным причинам, полезным для Церкви, учинили такое распоряжение (букв.: применили такую икономию)». Отцы Трулльского собора стремятся разрешить многие церковно-правовые вопросы на основании церковной икономии, указывая на неё либо явно (правила 29, 30, 37), либо с помощью обычных синонимов – снисхождение, человеколюбие и т.д. (правила 3, 93). По мнению исследователей, икономия рассматривалась как мера целесообразности в разрешении текущих проблем жизни церкви, причём целью, оправдывающей в известной мере выбор средств для её достижения, является благо всей церкви или отдельных верующих. Сравнительно немногие упоминания о канонической икономии в источниках зачастую имеют слишком общий вид, выходя за пределы чисто юридических отношений.

 



 
PR-CY.ru