ИКУМЕНИЙ

ИКУМЕНИЙ, Экумений (IV или X в.?) – епископ Триккский (Трикальский), святитель (память в Греческой церкви 3 мая). Согласно Похвальному слову, составленному в честь Икумения Ларисским митрополитом Антонием (ум. около 1363 г.), Икумений родился в Кесарии Каппадокийской и жил в IV в. Его родственником был Скопельский епископ Ригин (память в Греческой церкви 25 февраля), а духовным наставником – Ларисский епископ Ахиллий (ум. около 330 г.). Икумений с юных лет вёл строгую подвижническую жизнь; был избран епископом города Трикка (ныне Трикала, Фессалия) и служил в храме во имя Пресвятой Богородицы, построенном при императоре Константине I Великом (306–337 гг.). Из Похвального слова известно, что Икумений во время первого Вселенского собора, участником которого он был, совершил чудо: видя непреклонность Ария, ударил по камню, откуда тотчас в знак неправоты Ария забил источник воды; последний таким образом был посрамлён, а православные участники Собора во главе с императором поблагодарили Икумения за помощь в борьбе с ересью арианства. После окончания Собора Икумений вернулся в Трикку и управлял вверенной ему паствой. Затем скрылся в густом лесу и устроил там аскитирий, впоследствии получивший название «Убежище»; по мнению исследователей, аскитирий находился на холме на месте современного селения Хайдемени (близ Трикалы). Икумений умер в преклонном возрасте. В 980 гг., во время одной из болгаро-византийских войн, болгарский царь Самуил захватил Трикку и перенёс мощи Икумения в город Преспу. По пути часть останков Икумения выпала на землю. Спустя некоторое время пастух обнаружил мощи Икумения, источавшие воду; они были перенесены в Трикку, где каждый год чудо истечения воды повторялось в день памяти святого. Достоверность сведений, содержащихся в Похвальном слове, вызывает сомнения у большинства исследователей, которые датируют время жизни Икумения X в. Почитание Икумения в поздневизантийский период помимо Похвального слова имеет другие подтверждения: Ларисский митрополит Антоний составил мегалинарии в честь Икумения; в монастыре Като-Панагия (близ Арты) находится фреска с изображением святого, датируемая серединой XIV в. В 1683 г. по просьбе Трикальского архиепископа Константина иеромонах Анастасий (С. Петридис считает, что речь идёт об Анастасии Гордиосе) написал службу Икумению и Ахиллию Ларисскому, которая сохранилась в рукописи 1712 г. Стихиры этой службы с указанием дней памяти Икумения (3 мая) и Ахиллия (15 мая) были добавлены в начало Стихирария XIV в. В 1532 г. Донат Веронский опубликовал три анонимных комментария X – начала XI вв. на «Деяния святых апостолов», Соборные Послания и Послания апостола Павла, необоснованно атрибутировав их Икумению. Этот корпус, иногда называемый «Псевдо-Икумений» и в значительной мере послуживший основой для экзегетических трудов Феофилакта Болгарского, был переиздан Жаком Полем Минем с присоединением краткого обозрения комментария на Откровение. В заглавии синопсиса, датируемого X – началом XI вв., автором комментария назван Икумений, хотя для исследователей очевидно, что речь идёт об экзегете VI в. Икумении. Впоследствии это отождествление получило широкое распространение, однако в настоящее время признано ошибочным.

 
PR-CY.ru