«ИЗВЕЩЕНИЕ О СОГЛАСНЕЙШИХ ПОМЕТАХ» - Страница 3

Шестой раздел – заключительные вирши, содержащие в акростихе указание: «Трудился Александер Мезенец и прочии». В разделе, посвящённом пометам, впервые в теории древнерусской музыки изложен 12-ступенный звукоряд, а не 7-ступенный (от «гораздо низко» до «гораздо высоко») или 9-ступенный (от «гораздо низко» до «высоко» с точкой), которые приведены в «Сказании о подметках», объясняющем принцип Ивана Шайдура (по списку Российской национальной библиотеки, середина XVII в.). Каждая ступень («согласие», по терминологии Александра Мезенца) звукоряда обозначается киноварными буквами, являющимися сокращённой формой указания высоты в традиционных азбуках-толкованиях (–«мало повыше», – «повыше», – «высоко» и т.д.). При расширении звукоряда Ивана Шайдура Александр Мезенец сохранил буквенные указания, снабдив их крыжами для низких звуков и точками – для верхних. Объяснение киноварных помет, «которые прежде беша», в трактате дано с целью раскрыть с их помощью вводимую для готовящейся печати знаменных книг систему признаков. Дополнительные элементы в начертании знаков, выполненные чёрным цветом, должны были заменить красные пометы, трудновоспроизводимые при печати. Двукратное объяснение в «Извещении...» одних и тех же знамен (в «Части первой...» и в «Ино сказании...») обусловлено основной задачей исправления знаменных текстов, которая заключалась в том, чтобы отказаться от тайнозамкненности, научив при этом мастеров самостоятельно исправлять книги. Широко распространённая в XVII в. система пения по попевкам, когда знаки теряли основное значение, и их распев варьировался в зависимости от употребления в том или ином гласе или от сочетания с другими знаменами, порождало «велие разгласие», против которого и выступила комиссия Александра Мезенца (не случайно в трактате, объясняющем разводы попевок, не приводятся названия попевок). С этой целью комиссия в «Части первой...» ввела перечень знамен с точными названиями, основываясь на изученных рукописях «за четыреста лет и вящше», и в «Ино сказании...» описала многообразие распевов тех же знаков в рамках тайнозамкненности с намерением привести их к единообразию. Для иллюстрирования проделанной работы по исправлению были введены «Строки из ирмосов». В качестве образцовых вариантов распевов в трактате используются образцы распевов авторитетных мастеров пения, в том числе Феодора Христианина, а также усольский распев.

 



 
PR-CY.ru