«ИЗВЕЩЕНИЕ О СОГЛАСНЕЙШИХ ПОМЕТАХ» - Страница 2

Музыкально-теоретические сведения в «Извещении...» изложены в нескольких разделах. Первый раздел («Извещение о согласнейших пометах во кратце изложенных: (со изящным намерением) требующим учитися пения») содержит краткое объяснение системы киноварных помет, а также вводимых признаков. Второй раздел включает: часть 1: «О беспризначном знамени и имена коемуждо знамени», часть 2: «О призначном знамени которое знамя поётся по гласом, во вторую, пятую, осмую и первонадесятую степени, часть 3: «О том же знамени и яже в нём других признаках; которое знамя поётся во гласы, с сими признаками во третию, шестую, девятую и во второнадесятую степени, «О отъятом знамени первыя беспризначныя части». В этом разделе приводится около 120 знамен, которые в полном объёме представлены в части 1, содержащей начертания и названия знаков, классифицированных строго по музыкальному содержанию: «единогласостепенное», «двогласное», «тригласостепенное», «четверогласостепенное», «четверогласовоспятное» и др. В частях 2 и 3 выписаны лишь начертания знамен, чуть больше половины от приведённых в части 1. В третьем разделе, озаглавленном «Ино сказание о знамени и о еже в нём различии; которое знамя како поётся и которое с которым согласуются, и коликими гласными степенми в верхнейшем или в нижайшем гласотечении возвышается, или унижается, или паки возвышается», разделённом на статьи, вторично рассматриваются знамена части 1, но не однозначно, а с вариантами распевов, возникающих в зависимости от окружения знамен другими знаками, от гласа и т.д. Кроме того, на полях «Ино сказания...» даны ссылки на строки из «Ирмология», иллюстрирующие теоретические статьи. Четвёртый раздел («Конец извещения сего знамени») включает ирмос «Христос рождается» в трёх вариантах: 1) «во знамени и в лицах первобытная безприкладным», т.е. так, как он зафиксирован в рукописях; 2) «на тое же знамя и лица, еже в первой части истолкование возвещает», т.е. с объяснением знамен и лиц первого варианта; 3) «в пении на первую и вторую обоих частей знамени и лиц самую дробь и тонкость мерою противо нотнаго гласоступания изъясняет», которое даёт ритмическое истолкование первого и второго вариантов. В пятом разделе «Строки из ирмосов» приведены музыкальные фрагменты из «Ирмология» (83 строки). Изложение каждой строки двучастно: в первой «убо части лица», во второй «лицам розводы», что даёт возможность автору изложить каждую строку с параллельным объяснением сложнораспеваемых знамен и тайнозамкненных начертаний без фит.

 



 
PR-CY.ru