«ИЗБОРНИК» 1073 г. - Страница 3

В начале XV в. кодекс 1073 г., как полагают исследователи, находился в Москве, как полагают исследователи, в Андрониковом в честь Нерукотворного образа Спасителя мужском монастыре, где в 1403 г. с него был сделан список на пергамене (Исторический музей). Один из писцов последнего (Онфим) сделал пометы на копируемом оригинале. В середине XVII в. древняя, роскошно оформленная рукопись «Изборника» привлекла внимание патриарха Никона и поступила в библиотеку его подмосковной резиденции – Новоиерусалимского в честь Воскресения Господня монастыря, где оставалась до 1834 г. В начале XVIII в. Похвала князю Святославу и миниатюры списка 1073 г. были использованы в ранних старообрядческих компиляциях в защиту «дониконовского» написания имени Исус и двоеперстия. Рукопись «Изборника» была обнаружена в Новоиерусалимском монастыре и введена в научный оборот Константином Фёдоровичем Калайдовичем и Павлом Михайловичем Строевым в 1817 г., во время их археографических поездок по подмосковным обителям; в 1834 г. передана в Синодальную библиотеку, в составе которой поступила в Отдел рукописей Исторического музея. В 1978–1981 гг. в связи с подготовкой факсимильного издания кодекс 1073 г. был отреставрирован. Болгарский оригинал «Изборника» относится к жанру антологий. Греческие источники «Изборника» наиболее подробно рассмотрены в монографии Михаила Вадимовича Бибикова, где собраны сведения о 22 греческих рукописях X–XVI вв., сходных по тексту (вопросо-ответы Анастасия Синаита) и восходящих к кодексу, который послужил архетипом древнеболгарского перевода. Из древнейших к «Изборнику» исследователи считают наиболее близкими греческие рукописи X в. Основную часть содержания «Изборника» (около три четверти объёма) составляет эротапокритическое (вопросо-ответное) сочинение с именем Анастасия Синаита в заглавии (мнения исследователей по поводу личности автора расходятся). Окончательное оформление и редактирование сочинения было завершено в IX в., когда в текст были включены статьи, отвечающие интересам времени (например, в защиту иконопочитания). В совокупности материал представляет собой свод кратких толкований с ответами на широкий круг вопросов, которые могли возникнуть у мирянина при чтении Священного Писания и(или) по различным житейским проблемам.

 



 
PR-CY.ru