«ИЗБОРНИК» 1073 г. - Страница 2

Текст написан каллиграфическим уставным письмом в два столбца двумя писцами. Первый писец (дьяк Иоанн) сообщил своё имя и дату работы в приписке на обороте листа 263. Вопрос о тождестве двух Иоаннов – писцов «Изборника» 1073 г. и «Изборника» 1076 г. – долгое время был предметом обсуждения в историко-филологической литературе и в итоге был решён отрицательно. Имя заказчика написано в рукописи по смытому тексту, по мнению исследователей, сразу после написания. Размеры смытого текста (прочесть который исследователям не удалось даже с помощью современных технических средств) указывают на то, что заменено было, скорее, указание на первоначального заказчика сборника царя Симеона, чем на предшественника Святослава на киевском престоле – его старшего брата князя Изяслава (Димитрия) Ярославича (последняя точка зрения была распространена в литературе). Текст «Изборника» сохраняет языковую основу своего болгарского протографа, а правописание писцов в разной степени отражает черты восточнославянской (древнерусской) орфографии. Характерную особенность «Изборника» составляет разделение текста на две части, оформленные как самостоятельные единицы посредством иллюминации, отдельного оглавления и самостоятельной нумерации статей. Причины такой организации «Изборника» исследователям не вполне ясны; наиболее вероятной они считают гипотезу, что источником сборника послужил двухтомный кодекс. Исследователи называют особенностью списка 1073 г. двоекратное помещение Похвалы Святославу Ярославичу. «Изборник» украшен пятью миниатюрами, изображающими семью князя Святослава Ярославича в предстоянии Спасителю, восседающему на престоле, отцов Вселенских соборов в архитектурном обрамлении, а также заставками и инициалами роскошного византийского (эмальерного) стиля, рисунками с изображениями знаков зодиака и др. В болгарской искусствоведческой литературе миниатюры (включая портрет княжеской семьи) и орнаментику «Изборника» принято рассматривать в качестве копий, восходящих к болгарскому оригиналу первой трети X в. В исследованиях отечественных искусствоведов отмечается связь иллюминации рукописи с образцами современного ей византийского книжного искусства. История рукописи с момента создания до начала XV в. исследователям неизвестна. Высказанное в литературе мнение о том, что во второй половине XIV в. «Изборник» находился в Суздальско-Нижегородской епархии, основано на неточной датировке и атрибуции записи XII–XIII вв. на обороте листа 122 с упоминанием епископа Дионисия.

 



 
PR-CY.ru