«ИАДГАРИ» - Страница 8

В 950–960 гг. состав великопостного цикла «Нового Иадгари» меняется. Важнейшим изменением стало пополнение текста песнопениями триодного цикла авторства Феодора Студита. Своеобразие этого пополнения состоит в том, что трипеснцами Феодора Студита были укомплектованы службы на будние дни с первой по пятую среду включительно, тогда как начиная с пятого четверга в сборник были включены песнопения Октоиха: на пятый четверг – Иоанну Крестителю, на пятую пятницу – Кресту, на пятую субботу – св. пророкам и мученикам, на шестой понедельник – покаянные, на шестую среду – Пресвятой Богородице, на шестой четверг – св. апостолам, на шестую пятницу – Кириллу Иерусалимскому, на шестую субботу – архангелам. Эти песнопения повторяют стихиры и каноны из рукописей, где они предназначены для седмичных дней всего года. Помимо пополнения великопостного цикла студийской гимнографией и песнопениями Октоиха появились памяти в сырную субботу – всех св. отцов и в пятую среду – Преполовения поста («В среду Преполовения – изнесение животворящего древа (Креста) в Константинополе»). Введение студийских песнопений и праздника Преполовения поста явно указывает на то, что в этой части «Новый Иадгари» претерпел большое влияние константинопольской традиции, которая в сочетании с древней иерусалимской образовала весьма своеобразный тип Постной Триоди. Помимо переводной «Новый Иадгари» должен был содержать и оригинальную грузинскую гимнографию великопостного цикла. Иоанну Минчхи, одному из главных авторов «Нового Иадгари», принадлежит полный комплект многострофных стихир утрени и вечерни на весь Великий пост, начиная с мясопуста и до Вербного воскресенья, а также полные каноны для праздника воскрешения Лазаря и Вербного воскресенья, некоторые песнопения на отдельные дни Страстной седмицы. Иоанн Минчхи является автором и двух песней, которыми пополнены грузинские переводы восьми канонов великопостных недель Иерусалимского патриарха Илии, канонов Космы Маюмского на Вербное воскресенье и Великий четверг, канона на Великую пятницу Иосифа Сладкопевца и канона на Великую субботу Феофана. По не известным исследователям причинам в палестино-синайских списках «Нового Иадгари» песнопения Иоанна Минчхи не содержатся. Они сохранились в составленных грузинских «Триодях» XI в. и в списках «Постной Триоди» Георгия Мтацминдели, соответствующих уже новой константинопольской традиции. Но поскольку эти песнопения фактически были созданы в первой половине X в., они должны были быть написаны специально для «Нового Иадгари» и потому рассматриваются исследователями как его часть. Период Пятидесятницы, открывающийся праздником Пасхи (автором канона на этот день является Иоанн Дамаскин), в «Новом Иадгари» представлен только песнопениями воскресений и праздников.

 



 
PR-CY.ru