«ИАДГАРИ» - Страница 7

Древнейшие сборники обычного для позднейшей традиции типа OdO (англ. Odes Order – ирмосы сгруппированы по номерам песней) сохранились в рукописях фрагментарно и полностью. Каждый ирмос «Ирмологиев» сопровождается богородичном – посвящённым Пресвятой Богородице тропарём, который имеет тот же ритмико-мелодический размер, что и ирмос (отсюда самоназвание «Ирмология» в составе «Нового Иадгари»: «Ирмосы и богородичны»). Подобное явление не наблюдается ни в греческих, ни в славянских «Ирмологиях». В грузинских «Ирмологиях» типа OdO каждый глас начинается «ирмосами стихир», представляющими собой монострофы. Они служат ритмико-мелодическими образцами для многострофных циклов стихир; к стихирным ирмосам также прилагаются парные богородичны (богородичны как канонов, так и стихир грузинских «Ирмологиев» ещё не изучены, и их греческий оригинал исследователями не установлен). К каждому ирмосу в «Ирмологиях» синайских списков «Нового Иадгари» приписаны начальные слова греческого оригинала в грузинской транслитерации. Исследователи усматривают в этом указание на греческую мелодию, которую грузинский певец знал и которую приспосабливал к грузинскому тексту. Кроме того, в списках «Ирмология» типа OdO использована невмированная нотация; по мнению Метревели, в «Новом Иадгари» отражён весьма ранний этап её развития. По мнению исследователей, состав и план великопостного цикла «Нового Иадгари» довольно своеобразны. В первой половине X в., на первом этапе формирования, он начинался с пятницы мясопуста песнопениями «ниневийцев»; отсчёт великопостных недель открывался мясопустом; при таком счёте Вербное воскресенье является восьмым. В «Иадгари» содержалось восемь канонов утрени авторства Иерусалимского патриарха Илии: канон первого гласа приходился на день мясопуста, а канон восьмого включён в установленную на вербную пятницу службу памяти святителей. Из особых дней великопостного периода в календаре указаны лишь: в пятницу сыропуста – праздник архангелов, в субботу после сыропуста – память Феодора Тирона, в вербную пятницу – память святителей, в вербную субботу – воскрешение Лазаря. Основой последований служб Страстной седмицы служат гимны Космы Маюмского: трипеснцы – в понедельник, среду и пятницу, двупеснец – во вторник (пополнен второй песнью анонимного автора), полный канон (дописан гимнографом Феофаном) – в четверг и четверопеснец – в субботу. Иоанну Дамаскину принадлежит пасхальный канон. Рукописи также содержат канон Великой пятницы авторства Иосифа Сладкопевца.

 



 
PR-CY.ru