«ИАДГАРИ» - Страница 4

Те будние дни периода Пятидесятницы, которые не отмечены как особые, содержат лишь литургийные прокимны и аллилуиарии. По сравнению с «Лекционарием», который приводит для служб рядовых воскресений только прокимны, в «Древнем Иадгари» впервые появляются комплекты воскресных песнопений восьми гласов (что в том числе является одним из древнейших свидетельств оформления системы осмогласия). В каждом гласе они включают: для вечерни – цикл стихир на «Господи, воззвах» (в некоторых рукописях – также припевы к Пс. 140:2 (см. ст. «Да исправится молитва моя») и охитай вечерни) и песнопения на «Се ныне благословите» (Пс. 133) и «Креста» (по мнению исследователей, первоначально предназначенные для шествия после вечерни в иерусалимском храме Воскресения к Кресту на Голгофе); для утрени – девять циклов тропарей для девяти библейских песней утрени (т.е. канонов), антифонный псалом перед Евангелием (о воскресных утренних Евангелиях см. ст. Воскресенье) и песнопение после Евангелия (гардамоткумай), цикл хвалитных стихир; для литургии – прокимен, аллилуиарий, тропарь умовения рук и тропарь Святых Даров. Многие, но не все циклы стихир и тропарей заключаются богородичном. По мнению Рену, по крайней мере, часть воскресных песнопений «Древнего Иадгари» восходит ко второй половине IV в., к гомилиям святителей Кирилла и Исихия Иерусалимских. Каноны «Древнего Иадгари» отличаются от классических форм канонов, установившихся после VIII в. Входящие в состав канона отдельные циклы тропарей (песни канона) ещё не имеют сплошной нумерации, а называются по начальным словам библейских песней. В основном, каноны представлены в двух видах: полном, состоящем из девяти песней, и неполном (двупеснцы (только восьмая и девятая песни), а на Страстной седмице также три- и четверопеснцы). Двупеснцы, по мнению исследователей, сохранявшие наиболее ранний вид канона, чаще всего использованы как дополнительные тропари к двум последним песням полного канона. Ирмосы содержатся далеко не во всех циклах тропарей канонов. Для части ирмосов «Древнего Иадгари» установлены греческие параллели (в том числе среди канонов, приписываемых Герману Константинопольскому, преподобным Андрею Критскому, Иоанну Дамаскину, Косме Маюмскому), тогда как для тропарей канонов оригиналы не выявлены. Таким образом, в «Древнем Иадгари» отражено развитие греческой гимнографии доиконоборческого времени, начиная с образцов IV–V вв. и до начала VIII в. Исследователи предполагают, что греческий прототип «Иадгари» подготовил почву для того всплеска гимнографического творчества, какой отражён в трудах знаменитых палестинских церковных песнотворцев VIII в. На рубеже IX и X вв. началось формирование новой редакции «Иадгари», радикально отличавшейся по составу от древней. Вплоть до конца 980 гг. она пополнялась новыми переводами и оригинальными песнопениями.

 



 
PR-CY.ru