«ИАДГАРИ» - Страница 3

Как и в «Лекционарии», песнопения подвижных периодов Великого поста и Пятидесятницы помещены в одном ряду с текстами неподвижных памятей – между мартом и апрелем. После праздников Обновления иерусалимского храма Воскресения и Богоявления следуют семидневные праздничные периоды. Структура церковного года сохраняет традиционное деление на семинедельные периоды. Календарь памятника краток: он, в основном, включает последования Господских и других великих церковных праздников, составляющих ядро литургического года «Лекционария», и несколько памятей святых (первомученика Стефана, св. Або Тбилисского, великомученика Георгия Победоносца, великомученика Феодора Тирона, сорока Севастийских мучеников, св. Фёклы). Однако краткость календаря «Тропология» не обязательно является свидетельством его большей древности по сравнению с «Лекционарием». Последования некоторых праздников (великомученика Феодора Тирона в первую субботу Великого поста, священномученика Афиногена в седьмое воскресенье по Пятидесятнице, св. отцов 28 января, архангелов 14 ноября и др.) использовались в качестве общих песнопений, относящихся к тем или иным ликам святых. Из календаря пространной редакции «Лекционария» в «Тропологий» вошли, за небольшими исключениями, только те великие праздники, тропари которых уже были в «Лекционарии»; те песнопения, которые были указаны в «Лекционарии» в виде инципитов, в «Древнем Иадгари» приведены полностью; репертуар этих же праздников, в основном, пополнили песнопения нового типа – стихиры и каноны. Циклы стихир и тропарей отдельных песней канонов в «Древнем Иадгари» нередко состоят из нескольких дополнений (двух–трёх), что является показателем поэтапного расширения песненного материала «Иадгари» и даёт возможность учёным проследить развитие их форм до конца IX в. Песнопения «Древнего Иадгари» не имеют авторских атрибуций. Дни, которые в иерусалимском «Лекционарии» из изменяемых песнопений имели лишь литургийные или вечерние прокимны (таких дней довольно много), не нашли отражения в «Древнем Иадгари», за исключением будних дней Пятидесятницы. В «Древнем Иадгари» содержится полный круг песнопений великопостного цикла, который открывается мясопустным воскресеньем, а со следующего, сыропустного, песнопения даются на каждый день поста; неделя Ваий открывает Страстной цикл. Период Пятидесятницы также представлен в полном виде. Из праздников, помимо воскресений Пасхи и Пятидесятницы (седьмое воскресенье после Пасхи, согласно счёту недель в «Древнем Иадгари»), в него включены: в воскресенье после Пасхи – Новая неделя, во вторую субботу после Пасхи – исцеление расслабленного, в третий четверг – память св. младенцев, в пятый четверг – Вознесение Господне, в шестую субботу – исцеление слепого в Силоаме.

 



 
PR-CY.ru