ИЕРУСАЛИМСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ - Страница 5

На основе этой гимнографической традиции в VII–VIII вв. сформировалась новая монастырская традиция, которую исследователи связывают с именами таких палестинских авторов, как преподобные Косма Маюмский и Иоанн Дамаскин, отражённая сначала в Тропологии нового типа (грузинский «Новый Иадгари»), а затем и в ставшими со временем общепринятыми в православном мире Триоди, Минее и Октоихе. После VII в. эта традиция вытеснила старую. Греческий оригинал известен лишь для отдельных песнопений «Древнего Иадгари», но их общее значение для истории православной гимнографии, по мнению исследователей, невозможно переоценить. Литургический календарь Иерусалимской церкви отражён в армянской и грузинской версиях иерусалимского Лекционария и в основных чертах близок к послеиконоборческому литургическому календарю византийского обряда (см. ст. Год церковный; исследователи также высказывали предположение о том, что в раннехристианскую эпоху иерусалимские христиане следовали особой межзаветной практике деления года на 50-дневные периоды). Помимо Лекционария цикл памятей древнего Иерусалимского богослужения подробно описан в календарной части сборника Иоанна-Зосима X в. В этом же сборнике сохранился и иерусалимский Часослов, т.е. последования служб суточного круга древнего Иерусалимского богослужения. В иконоборческую эпоху палестинские монашеский Часослов и гимнография нового типа получают распространение во всём греческом мире. Результатом синтеза доиконоборческих иерусалимской и константинопольской традиций становится появление того богослужебного типа, который характеризуется соединением константинопольских Евхология и Лекционария с иерусалимскими Тропологием (его песнопения в VIII–IX вв. были реорганизованы, вошли в Минею, Триодь и Октоих) и Часословом; этот тип сохраняется в православной церкви до настоящего времени. В IX в. в константинопольском Студийском монастыре был создан студийский литургический «Синаксарь» – сборник уставных указаний на весь год, регламентирующий взаимодействие основных богослужебных книг в рамках новообразованного комплекса (см. ст. Типикон); с этого же времени началось активное заполнение гимнографией служб всего церковного года, которые писались по утвердившимся в иконоборческую эпоху образцам.

 



 
PR-CY.ru