ИЕРУСАЛИМСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ - Страница 3

Наличие в городе сакральной топографии, т.е. большого числа святых мест, посвящённых земной жизни Иисуса Христа и Божьей Матери и ветхозаветным и христианским святым, послужило толчком к развитию стационального богослужения. Его характерной чертой было проведение праздничных процессий (литий) по святым местам и совершение служб всей иерусалимской общиной во главе с епископом в соответствующих храмах. Регулярные богослужения в иерусалимских церквах совершались как епископом и прочими священнослужителями, так и общинами аскетов («тагмами спудеев»), которые жили при основных городских храмах. Городское Иерусалимское богослужение было воспринято и палестинским монашеством (прежде всего, монахами лавры Саввы Освященного), которые после разорения Иерусалима сначала персами в 614 г., а потом арабами в 638 г. пришли на смену спудеям и восполнили поредевший иерусалимский клир. Это повлекло за собой некоторые изменения в Иерусалимском богослужении, поскольку старые городские обычаи в монашеской среде подверглись адаптации; поэтому ключевой фигурой в истории Иерусалимского богослужения VII в. считается Софроний Иерусалимский (впоследствии Иерусалимский патриарх Софроний I). В отличие от большинства древних литургических традиций, ранний (до VIII в.) этап развития которых исследователям обычно приходится реконструировать на основе фрагментов текстов и косвенных данных, для Иерусалимского богослужения известен достаточно полный корпус богослужебных текстов уже V–VII вв., содержащихся в богослужебных книгах иерусалимского происхождения, которые сохранились как в греческом оригинале, так и в переводах на армянский и грузинский языки. Трём основным видам литургических текстов – библейским чтениям, молитвам священнослужителей и гимнографии (песнопениям) – в Иерусалимском богослужении соответствовали три различных богослужебных сборника: иерусалимские Лекционарий (иногда называемый Канонарем), Евхологий и Тропологий. Иерусалимский Лекционарий сохранился в армянском и грузинском переводах, первый из которых в древнейшей форме отражает практику V в., второй – практику V–VII вв. Лекционарий содержит библейские чтения на весь год, расписанные по месяцам (триодный период в нём ещё не выделен в особую главу, а включён в раздел чтений на март), а также ряд уставных рубрик и (в грузинской версии Лекционария) тексты некоторых важнейших песнопений.

 



 
PR-CY.ru