ИЕРУСАЛИМСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ - Страница 2

Кроме того, у исследователей есть сведения о практике врачевания (см. ст. Врачевания чины, Елеосвящение) и о совершении таинства крещения. Первоначальные богослужебные обычаи Иерусалимской церкви были так или иначе восприняты в общинах, основанных апостолами, т.е. во всём христианском мире. После разрушения города и храма христиане оставались в пределах Иерусалима, переименованного при императоре Адриане в Элию Капитолину, – по мнению исследователей, с тем, чтобы сохранить имевшиеся там святыни; однако с того времени литургические обычаи иерусалимских христиан утратили значение для других церквей (что проявилось, в частности, в спорах о дате празднования Пасхи). Во II–III вв. основными центрами христианского богослужения стали такие города, как Рим, Карфаген, Эфес, Антиохия, Александрия и др.; в частности, традиции Александрии и особенно Антиохии (кафедра которой была подчинена Элии Капитолине) постепенно проникали в Палестину и могли оказать влияние на богослужение иерусалимских христиан. Развитие Иерусалимского богослужения как полностью самостоятельной и разносторонней традиции началось в IV в., после того как равноапостольной императрицей Еленой был обретён Крест Господень, и при её участии по повелению и на средства равноапостольного императора Константина Великого был сооружён комплекс церковных зданий на месте Голгофы и пещеры Воскресения Христова. Если в доконстантиновскую эпоху в городе засвидетельствовано существование только одной христианской церкви на Сионе (хотя исследователи не исключают, что христиане собирались для совершения богослужения не только там), то уже к V в. в Иерусалиме усердием византийских императоров и других благодетелей был построен ряд храмов и монастырей, а число клириков и монашествующих, равно как и жителей города (во II–III вв. Элия Капитолина представляла собой совсем небольшое поселение), многократно увеличилось. Самые ранние свидетельства об Иерусалимском богослужении (в частности, о чинах крещения и миропомазания, евхаристии, службах суточного круга и периоде Великого поста) содержатся в Огласительных и тайноводственных поучениях Кирилла Иерусалимского, а также в «Итинерарии» («Паломничестве», или «Дневнике») паломницы Эгерии, которые исследователи датируют IV в., и в проповедях Исихия Иерусалимского первой половины V в.

 



 
PR-CY.ru