ИЕРУСАЛИМСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ

ИЕРУСАЛИМСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ – древняя самостоятельная литургическая традиция Иерусалимской православной церкви, бытовавшая с IV в. примерно до X в. Первоначально Иерусалимское богослужение сформировалось на основе раннехристианских практик Иерусалима, Антиохии и, как полагают исследователи, Александрии. После превращения Иерусалима в IV в. в крупнейший паломнический центр христианского мира и кафедру предстоятеля независимой поместной церкви Иерусалимское богослужение получило широкое распространение в Палестине и ближайших к ней областях. Иерусалимское богослужение оказало конституирующее влияние на развитие армянского обряда и первоначальной богослужебной традиции Грузинской православной церкви, а вместе с литургической практикой Константинополя IV–VIII вв. образовало фундамент для развития византийского богослужения (т.е. того богослужебного типа, который повсеместно практикуется в православной церкви с VIII–XI вв.); кроме того, благодаря постоянному притоку паломников в Святой град и их знакомству с Иерусалимским богослужением, оно оказало влияние и на обычаи других церквей, включая Западную. С XI в. Иерусалимское богослужение как самостоятельная литургическая традиция прекратило существование, а соответствующие ему богослужебные книги (и, следовательно, тексты чинопоследований литургии, таинств и проч., песнопения праздников и т.д.) в Иерусалимской церкви были полностью заменены комплектом книг, принятых в рамках византийского богослужения. О богослужении Иерусалимской церкви в апостольскую эпоху (т.е. до разрушения города римлянами в 70 г.) сохранились лишь общие сведения. Поскольку большинство в иерусалимской общине составляли христиане из евреев, продолжавшие соблюдать закон Моисеев, их литургическая жизнь была по-прежнему во многом связана с ветхозаветным Иерусалимским храмом. Они принимали участие в храмовых молитвах (Деян. 3:1; 22:17; ср.: 2:42, 46–47; Лк. 24:53), жертвоприношениях и обрядах очищения (Деян. 21:15–26), но при этом держались обособленно от иудеев, регулярно собираясь в притворе (портике) Соломона (Деян. 3:11; 5:12–13). Важное значение имели также собрания христиан, проходившие в домах верующих (Деян. 4:24–31; 12:5, 12; ср. 1:14, 24–25), во время которых совершалась евхаристия – «преломление хлеба» (Деян. 2:46; 20:7–11; см. ст. Деяния апостолов, Евхаристия). Именно в Иерусалиме впервые отмечается появление служений диаконов и пресвитеров.

 



 
PR-CY.ru