ИЕРУСАЛИМСКИЙ СОБОР АПОСТОЛОВ - Страница 5

Так называемый «западный» текст книги «Деяний…», к которому восходит и русский синодальный перевод, к этим условиям добавляет этические требования, в частности, «золотое правило» – не делать другим того, чего не хотят себе. Обрезание среди условий не упоминается, т.к. его необязательность для язычников подразумевается в Деян. 15:19, 28: «не затруднять обращающихся к Богу из язычников». Это означает не требовать от них обрезания. Постановление Иерусалимского собора апостолов решает проблему, как она представлена в Деян. 15:1, 5 и в соборной речи апостола Петра (Деян. 15:7–11). Эта проблема состояла в принципиальной для ветхозаветной традиции возможности вхождения язычников в церковь Божью. С одной стороны, решения Иерусалимского собора апостолов должны были удовлетворять самым минимальным требованиям закона Моисея, с другой – они должны были для христиан из язычников открыть возможность общения с христианами из иудеев и облегчить миссию среди язычников вообще. В связи с условиями, сформулированными в Деян. 15:28–29, предлагалось компромиссное решение проблемы. Они требовали соблюдения предписаний Лев. 17–18. Во-первых, запрещалось всякое участие в языческих жертвоприношениях (Лев. 17:7–9), в том числе вкушение «идоложертвенного», т.е. мяса, оставшегося от языческих жертвоприношений. Во-вторых, запрещалось вкушение крови и удавленины (Лев. 17:10–14). Эти два запрета фактически представляли собой одно требование, т.к. под «удавлениной» имелось в виду мясо животных, умерщвлённых без истечения крови. Под «воздержанием от блуда» подразумевался также запрет родственных браков и половых извращений (Лев. 18:6–30). Таким образом, гарантировалась возможность общения (прежде всего, за трапезой) обрезанных христиан с необрезанными христианами (см.: Лев. 17:1–16). В то же время апостол Павел, которого «Апостольский декрет» должен был касаться в первую очередь, о нём не упоминает. Более того, по мнению исследователей, его описание встречи апостолов и её результатов, кажется, исключает существование такового соглашения (Гал. 2:6–10). Рассуждения и аргументация апостола Павла относительно идоложертвенного (1 Кор. 8–10; Рим. 14:1–15:13) были бы излишними, если бы он знал или признавал этот документ. Единственное место в Новом Завете, которое может содержать намёк на «Апостольский декрет», – Откр. 2:24. Поэтому в критической библеистике был поставлен и до сих пор остаётся открытым вопрос об историчности «Апостольского декрета». Дальнейшая история христианства показала, что буквальное содержание постановления Иерусалимского собора апостолов имело временное значение. Оно предполагало «известное равновесие иудейского и языческого элементов в Церкви. С распространением христианства среди язычников это равновесие всё более и более нарушалось в пользу христиан языческого происхождения». Для христиан из иудеев освобождение от закона было неизбежным следствием разрушения Иерусалимского храма в 70 г.



 
PR-CY.ru