ИЕРУСАЛИМСКИЙ СОБОР АПОСТОЛОВ

ИЕРУСАЛИМСКИЙ СОБОР АПОСТОЛОВ, о котором исследователям известно как из автобиографического сообщения апостола Павла в Гал. 2:1–10, так и из повествования евангелиста Луки в Деян. 15:2–21. Оба описания свидетельствуют, что в Иерусалиме состоялась встреча апостолов Павла, Петра, Иакова, брата Господня, и, согласно Гал. 2:9, Иоанна. Цель встречи – обсуждение вопросов, связанных с признанием миссии апостола Павла среди язычников и определение необходимых условий принятия язычников в христианскую церковь. Собор направил послание христианам из язычников Антиохии, Сирии и Киликии. Это послание цитируется или, возможно, излагается в Деян. 15:23–29. Большинство исследователей придерживаются традиционной точки зрения, что в главе 15 книги «Деяния святых апостолов» и у апостола Павла в Гал. 2 речь идёт об одном и том же событии, а именно об Иерусалимском Соборе апостолов. В таком случае Иерусалимский Собор апостолов состоялся в 49 или 50 г. Однако такое отождествление событий, описанных в «Деяниях святых апостолов» и в Послании Галатам, привело к возникновению альтернативных точки зрения: отождествляется сообщение апостола Павла о его посещении Иерусалима (Гал. 2) с сообщением Деян. 11:27–30 или с Деян. 18:20–22. Эти не менее гипотетичные точки зрения не вносят существенного изменения в традиционно принятую, хотя и приблизительную дату Иерусалимском соборе апостолов. Поводом Иерусалимского собора апостолов были события в Антиохийской церкви, описанные в «Деяниях святых апостолов». Первое миссионерское путешествие апостолов Варнавы и Павла, начавшееся в Антиохии, сопровождалось успехом евангельской проповеди среди язычников малоазийских провинций Римской империи. Вернувшись в Антиохию, апостолы Варнава и Павел «рассказали всё, что сотворил Бог с ними и как Он отверз дверь веры язычникам» (Деян. 14:27). Но успех апостолов стал причиной конфликта. «Некоторые, пришедшие из Иудеи, учили братьев: если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись. Когда же произошло разногласие и немалое состязание у Павла и Варнавы с ними, то положили Павлу и Варнаве и некоторым другим из них отправиться по сему делу к Апостолам и пресвитерам в Иерусалим» (Деян. 15:1–2). В Иерусалиме снова выступили «некоторые из фарисейской ереси уверовавшие» (Деян. 15:5). Они настаивали на необходимости твёрдого соблюдения закона Моисея и требовали обрезания обращающихся из язычников. Тогда «апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела» (Деян. 15:5–6). Несколько иначе представлены события в Послании Галатам. Согласно воспоминаниям апостола Павла, он с Варнавой и Титом отправился в Иерусалим «по откровению» (Гал. 2:1–2), а не по поручению Антиохийской церкви. Для апостола Павла не подлежат сомнению ни его апостольский авторитет, ни его миссия среди язычников, ибо и то и другое основано на откровении Божьем: «Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа» (Гал. 1:11–12).

 



 
PR-CY.ru