ИГНАТИЙ, Брянчанинов Дмитрий Александрович - Страница 10

Доказательства Игнатия сводятся к троякого рода свидетельствам: отцов «Добротолюбия» (сохранившимся в их сочинениях и Житиях); современных подвижников благочестия и свидетельствам науки. В качестве свидетельств науки Игнатий привлекал данные математики и химии. Математика, по его мнению, говорит о пропасти между бесконечным и числом: «На основании законов математики Бог должен быть признан существом, превысшим всякого определения, не имеющим ничего общего с существами, которые могут и должны изображаться числами, каковы духи». Следовательно, «если Бог – существо, то все без исключения твари, одарённые жизнью, уже не существа, а нечто иное. Если же они существа, то Бог есть нечто Иное, бесконечно превысшее того, что тут называется существом». Утверждая принципиальное различие между бесконечным и числом, Игнатий заключал, что по отношению к бесконечности «числа… все равны» и не производят «никакого изменения своим явлением в бытие». Из этого вывода, который он считал «высшей идеей», содержащейся в науке о мироздании, следует, что и все творения, бесконечно отличные по существу от Творца, друг с другом имеют принципиальное единство природы. Химия, в свою очередь, учит о существовании невидимого вещества: «...Многое, казавшееся невещественным, оказалось вещественным. Очевидно, что вещество простирается за пределы наших чувств на неизмеримый объём в бесчисленных, неизвестных нам формах под управлением законов, недоступных для постижения нашего». Таким образом, между телесной и душевной природой человека существует не качественная противоположность, которая существует только между Богом и тварным миром, но «известная постепенность перехода от более грубого к более тонкому веществу». Мир невидимый невидим только падшему человеку, но именно в этом мире обитал человек до своего грехопадения. Этому тонко-вещественному миру принадлежит рай сладости, в который был введён первый человек и в котором и ныне обитают души праведных, видимые святым. «Рай веществен, – говорил Игнатий, – но вещество его тонко, как тонки души, как было тонко тело Адама до облечения его в кожаные ризы, как будут тонки воскресшие тела праведников по образу прославленного тела Господа нашего Иисуса Христа». В отношении свидетельств св. отцов о вещественности рая Игнатий полностью доверял преданиям, содержащимся в «божественных книгах», и не сомневался в их достоверности. Ещё в Ветхом Завете «Боговидец Моисей изображает рай изящнейшим и обширнейшим садом». Таким же его видели многие угодники Божьи в новозаветное время. Следовательно, «таков он и на самом деле: но вещество его и природа тонки, соответствуют естеству его жителей – духов, и потому недоступны для наших чувств, огрубевших и притупевших от падения». Кроме этого, святые неоднократно видели души усопших. В качестве доказательства Игнатий приводит рассказ о монахе Ефросине, который побывал в раю и принёс оттуда три яблока. Райские плоды он передал игумену, который разделил их для всей братии монастыря, после чего в обители произошли многие исцеления. Наконец, «образец сгущения райского вещества, – говорит Игнатий, – совершился при успении Божьей Матери. За несколько дней до сего святого Успения предстал Пресвятой Деве Архангел Гавриил с сияющею финиковою ветвию из рая и возвестил Ей блаженное переселение в горние обители».

 



 
PR-CY.ru