ИГНАТИЙ, Брянчанинов Дмитрий Александрович - Страница 9

Для него опыт отцов – это опыт совершенной евангельской жизни, и потому евангельская истина содержится в нём во всей полноте. По этой причине он относился с духовной простотой к текстам, отражающим этот опыт. Так, комментируя рассказ блаженной Феодоры о явлении ей смерти в подобии человека, «составленной из одних костей человеческих», Игнатий замечал: «Многие перед кончиною своею видели смерть. Если значительная часть предметов видимого мира нам неизвестна, тем более неизвестны предметы мира невидимого, неизвестны особливо тем, которые на изучение их не обратили всего своего внимания, а занимаются ими только поверхностно. Не всё, что кажется странным для плотского ума человеческого, уже странно и само по себе. Мы не должны ограничивать всемогущества Божия своими предрассудками». С точки зрения Игнатия, если блаженная Феодора видела смерть и описала, как она выглядит, следовательно, такова она и есть, каким бы странным это ни казалось «плотскому уму». Не меньшим авторитетом для Игнатия обладали и богослужебные тексты, написанные преимущественно св. отцами. По его словам, они содержат полный курс догматического и нравственного богословия. По учению Игнатия, назначение человека состоит в том, чтобы стать «жилищем», «сосудом» Святого Духа. При сотворении человека Господь даровал ему это состояние, однако оно было утрачено по причине грехопадения и может быть обретено вновь только в христианстве и только как Божий дар. Достижение состояния единения с Богом возможно вследствие того, что человек – образ и подобие Божие. Образ Божий в человеке обнаруживается в разумной силе, или способности души, именуемой «словесностью», и, подобно тому как Бог есть Троица, троичен: «образ Троицы-Бога – троица-человек». Эта «троичность» образа заключается в том, что разумная сила души, по свидетельству св. отцов, разделяется «на три частные силы: ум, мысль (или слово) и дух». Ум – образ Отца, слово – образ Сына, дух как «совокупность сердечных чувств» – образ Святого Духа. Подобие состоит в богоподобных свойствах души сотворённого человека: мудрости, благости, святости и т.д. Грехопадение, заключающееся в «деятельном, опытном познании зла», расстраивает, но не уничтожает образ и подобие Божие в человеке, и в искуплении «троица-человек исцеляется Троицей-Богом». Слово исцеляет мысль, открывая ей истину; Дух Святой возводит дух человеческий от ощущений плотских к духовным, «уму является Отец – и ум соделывается умом Божиим». Своеобразие религиозно-антропологических воззрений Игнатия выражается, прежде всего, в его учении о природе души, изложенном с наибольшей определённостью в «Слове о смерти» и «Слове о чувственном и духовном видении духов». Поводом к написанию этих произведений для Игнатия послужила необходимость обличить «лжеучение Запада» о духовности ангелов и души человека. Согласно Игнатию, в собственном смысле слово «дух» может применяться только к Богу, поэтому употребляющие его по отношению к душе и ангелам смешивают понятия о божественной и тварной природах. По учению Игнатия, душа человека вещественна и состоит из «эфира» – «тонкой», неизвестной человечеству субстанции. Аргументируя свою точку зрения, Игнатий обратился к эмпирическим доказательствам вещественности души, поскольку выражения отцов церкви, нередко говоривших о невещественности души, могут быть истолкованы как в прямом смысле, так и в переносном, т.е. в смысле отличности души от тела.

 



 
PR-CY.ru